Мур

МУР Джордж Эдуард (1873—1958) — британский  философ, представитель  неореализма, один из основоположников метода логического анализа и  родоначальник метаэтики.  Обоснование своей философской  позиции Мур дает в работе  «Опровержение идеализма» (1903), в  которой отстаивает тезис о  независимом существовании реальности и ее познаваемости в  противоположность утверждению Беркли «существовать — значит быть воспринимаемым». По Муру, все ощущения являются формами  сознания, однако при этом нельзя смешивать сознание с его  объектами (иметь ощущение красного — значит осознавать нечто  красное, но осознание отлично от красноты). В «Некоторых  основных проблемах философии»  (лекциях, прочитанных в 1910— 1911 гг. и опубликованных в 1953 г.) вводит понятие  «чувственных данных» (sense-data) для анализа того, что  подразумевается под восприятием внешнего  мира. Стремясь выявить статус  объекта восприятия, Мур  утверждает, что непосредственно  воспринимается не сам объект, а  чувственные данные (т. е. цвет, форма и т.д.), однако вопрос о том,  являются последние частью  поверхности «физического объекта» или нет, остается для него  непроясненным. Позднее Мур  приходит к признанию независимости внешнего мира с позиции  «здравого смысла», указав в этой связи на важность философского анализа обыденного языка и заложив тем самым основу «лингвистического анализа» (А. Уиздом, Дж. Райл и др.). Однако в целом Мур не создал законченной системы философии. Более последовательно взгляды  Мура изложены в его этической  концепции («Принципы этики», 1903; «Этика», 1912). Задачей этики  является не только исследование  природы добра, но и обоснование  логической правомерности способов  этической аргументации.  Придерживаясь точки зрения «интуитивизма» и «негедонистического  утилитаризма», Мур доказывает, что «добро  само по себе» является простым,  неразложимым, неопределимым и  интуитивно постигаемым понятием, а потому всякая попытка определить добро через сведение его к чему-то, лежащему вне морали,  свойственная традиционной этике (гедонизму, «метафизической» этике,  натурализму и утилитаризму) приводит к «натуралистической ошибке».

Рекомендуем прочитать