Мораль

МОРАЛЬ (от лат. moralis —  относящийся к нраву, характеру, обычаю), нравственность —  способ самоосуществления  личности, ее самоуправления и  упорядочения отношений между  людьми на основе обобщенных  представлений о нормах, принципах и идеалах, возводящих к ценности добра. В морали выдвигаются требования, направленные на преобразование (или сохранение) действительности (наличного, сущего) таким образом, чтобы оно, сущее, в наибольшей  степени соответствовало должному  душевному строю и поведению. Нравственность вступает в  действие, когда есть расхождение  (реальное или потенциальное)  между должным и сущим. При  возможности выбора между  различными уровнями должного  нравственный долг повелевает  отдавать предпочтение ценности  более высокого порядка. Тем самым мораль открывает человеку  простор для возвышения, совершенствования. Самочувствование и  самосознание человека раскрывает ценностную противоречивость его сущности, соединенность в нем  должного и недолжного, доброго и  злого начал (такое противоречие  называется антропологической  антиномией). Возникает стремление  осуществить должное в своей жизни в целом, направляя ее к добру.  Поэтому действие нравственности  распространяется на все области  существования людей: личные и  общественные, духовные и  материальные, мировоззренческие и  конкретно-практические. Определяя общую цель своего бытия, человек ищет смысл жизни и связывает с  достижением этой цели свое счастье. С  вопросом о достоинстве собственной жизни, поднимаются нравственные проблемы его смертности.  Ценностные представления, нормы и  образцы должного поведения  вырабатываются исторически в недрах  человеческих сообществ. В них  нравственные требования выдвигаются как универсальные и  общеобязательные, направляясь от всех ко всем, поддерживаясь силой  общественного мнения и примера.  Предельный уровень обобщенности и настоятельности нравственного долженствования представляет  категорический императив Канта. Каждый может выносить  моральные оценки себе и другим, а  значимость его требований и оценок  определяется его нравственным  авторитетом, то есть тем, насколько он сам следует должному. Такого рода принципиальное равенство людей перед нравственным  законом закрепляется в особом  требовании, которое с древнейших  времен провозглашается  квинтэссенцией морали и этики и  называется золотым правилом. Мораль не может существовать без  нравственной свободы личности, ее творчества. Личность сама  выбирает для себя ценностные  ориентиры из того, что ей доступно в обществе, а на высшей ступени нравственного развития — даже может превосходить их, создавая для людей новые. Обращаясь к своей совести, она  самостоятельно определяет соответствие того или иного явления добру,  соотнося предельно обобщенное  усмотрение ценности с конкретной  неповторимой ситуацией; и, если считает это необходимым,  стремится преобразовать свой  внутренний настрой и/или внешние обстоятельства, приближая их к должному состоянию. Поэтому мораль представляет собой  сложное и целостное образование, в которое входит нравственное  сознание в широком смысле  (включающее силы разума, воли, чувств, интуиции, воображения, памяти), нравственные  отношения и нравственные поступки. В морали человек обретает  внутренний закон, с помощью которого он может, опираясь на силу своего духа, противостоять внешнему  принуждению. Он выступает  субъектом, обладающим свободой воли и свободой действия. Нравственное становление и развитие личности есть одновременно расширение ее свободы. Мораль, наряду с обычаем и правом, входит в число трех  главных нормативных способов  самоуправления человека, устроения его жизни. Это способы существования человеческого субъекта, но он сам может быть представлен на трех  основных уровнях: личностно-инди видуальном,  общественно-групповом (социальном) и  государственном. Все три вида норм присущи всем этим уровням, но в различной степени. Преимущественный  субъект нравственности — личность, высшая инстанция здесь — его  совесть. Преимущественный субъект обычая — то или иное сообщество людей, социальная группа, а высшая инстанция — общественное  мнение. Преимущественный субъект права — государство, высшая  инстанция — суд. Мораль и обычай  отличаются от права своей неинститу ализированностью, то есть  отсутствием особого специализированного учреждения, от которого исходили бы предписания и которое бы  добивалось их исполнения с помощью внешнего принуждения, включая физическое. В обычае и  нравственности требования идут от всех ко всем, то есть субъект и объект  нормативного регулирования  совпадают. Обычаем называют  исторически сложившиеся,  долговременно действующие,  стереотипно упорядоченные способы  массового поведения. Сферы морали и обычая пересекаются в нравах: имеющих нравственное значение формах поведения, принятых и распространенных в том или ином сообществе.  Стереотипность, стандартизированность, внеличностный характер обычая, сближенность в нем должного и сущего, отличают его от морали. В последней, напротив,  частно-ситуативное постоянно  соизмеряется с предельно  обобщенным, поскольку ее требования обобщенно-ценностны, их  исполнение в каждом конкретном  случае нуждается во внутренней творческой деятельности  личности. Нравственность обязательно предполагает развитую  индивидуальную автономию,  внутреннюю свободу, что не столь  значимо для обычая. Нравственность, обычай, право — необходимые нормативные способы устроения людьми своей жизни: чем больше развит каждый из них и чем  слаженнее они взаимодействуют, тем прочнее само человеческое существование. Его  основополагающие принципы, например «не убий», утверждаются на всех трех уровнях. Мораль вмещает в себя противоположности должного и сущего, свободы и  необходимости, всеобщего и единичного, личного и общественного,  обобщенно-ценностного и  конкретно-ситуативного, глубинно-психического и внешне-поведенческого,  осознаваемого и неосознаваемого,  понятийного и эмоционально-волевого, субъективного и объективного,  исторически определенного и  общечеловеческого, вечного. В истории этики соотношение и ценность этих различных и  противоположных сторон понимается по-разному, их нередко пытаются обособить друг от друга.  Возможность терминологического  разведения слов «мораль» и  «нравственность» служит таким задачам. Обычно второе слово, будучи  исконным в родном языке, наполняется более полнокровным и  положительно-ценностно значимым  содержанием, чем первое. Моралью может называться сфера общественных норм, а нравственностью —  индивидуального самоопределения, личной свободы или наоборот (в  зависимости от ценностных  приоритетов, что определяло, например, расхождение по данному вопросу между Кантом и Гегелем); моралью могут считать соответствующие  явления сознания, высшие принципы, идеалы, а нравственностью —  поступков, практики, сложившихся форм поведения, нравов; мораль часто относят к изменчивому,  исторически-преходящему,  социально-классово обусловленному, а нравственность — к  общечеловеческому, непреходящему,  вечному. Но целостное видение всего этого многообразия дает веские основания для придания  близкого, синонимичного значения  словам мораль и нравственность.

Рекомендуем прочитать