Мор Томас

МОР Томас (1478—1535) —  английский философ, писатель,  гуманист, крупный политический  деятель. Родился в семье,  принадлежавшей к крупной буржуазии. Учился в Оксфордском университете.  Дружил с английскими и  континентальными гуманистами. Эразм  Роттердамский посвятил ему свой труд «Похвала глупости». На всех  важных государственных постах (член парламента, помощник шерифа Лондона, председатель палаты  общин, лорд-канцлер английского  правительства) имел репутацию  неподкупного, честного государственного деятеля. Был сторонником  верховной власти католической церкви и противником лютеранской  Реформации, представляющей угрозу единству христианства. За отказ принести присягу королю Генриху VIII как главе английской церкви был арестован и казнен по  обвинению в государственной измене.  Католической церковью в 1886 г. причислен к лику блаженных, а в 1935 г. — канонизирован. В  обширное литературное наследие Мора входят переводы античных авторов, стихи,  морально-философские трактаты, политические памфлеты, исторические  хроники. Наибольшую известность имела «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о  наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», впервые опубликованная на латыни в 1516 г. В ней путешественник  Рафаил Гитлодей,  заинтересованным слушателем и осторожным оппонентом которого является сам автор, рассказывает об  открытии удивительного острова Утопия, буквальный перевод  названия которого с греческого  означал «Нигде». Популярность книги была столь велика, что предпринимались специальные экспедиции на поиски острова. Книга состоит из двух частей: в первой представлена негативная критика жизни современной  Англии, во второй — описывается  общественное устройство Утопии и излагаются социально-этические воззрения Мора. Книга  предназначалась в качестве  своеобразного наставления просвещенным монархам. В XVI в. переведена на несколько европейских языков, а в XVIII в. — и на русский.  Экономической основой социального  устройства Утопии является  общественная собственность на средства производства и на результаты  общественного труда. Основой  благосостояния является труд всех граждан в сфере ремесленного производства и в сельском хозяйстве (по очереди в течение двух лет), что делает  возможным распределение продуктов по потребности. Тяжелую грязную работу выполняют рабы  (военнопленные и наказанные  преступники). Государственная власть и  священники выбираются. Все, в том числе и женщины, имеют равные права. Несмотря на обязательность веры в сотворении мира Богом и в бессмертие души, что является  основой нравственности, на острове существует свобода  вероисповедания. Принуждение к религии  наказывается законом. Запрещена только публичная пропаганда атеизма, хотя свои идеи атеисты могут обсуждать с единомышленниками и со  священниками. Метафизическим  обоснованием духовной жизни Утопии  является гуманистический пантеизм, а «гражданская религия» —  государственной идеологией. Даже быт на острове публично организован,  общественные трапезы в специальных дворцах становятся формой  общения, семьи образованы не только по принципу родства, но и на основе профессиональных занятий. При наличии способностей к  определенному ремеслу можно «перейти» в другую семью. Больные содержатся в общественных лечебницах, где им гарантирован надлежащий уход. В этом обществе нет  бедных и несчастных, заброшенных и одиноких. Все люди  образованны, умны, доброжелательны. «Золотая книга...» оказала  огромное влияние на  формирование мировоззрения многих  поколений социальных реформаторов и революционеров.

Рекомендуем прочитать