Монтескье

МОНТЕСКЬЕ Шарль-Луи (1689—1755) — французский  философ-просветитель, писатель и  историк, сотрудник  «Энциклопедии», редактируемой Д. Дидро.  Обладал обширными познаниями в  области естественных и  общественных наук, искусства и религии. Главное философское произведение «О духе законов». Философская концепция Монтескье основана на принципах деизма и механического материализма, которые, как он  считал, выведены им не из  предрассудков, а из самой природы вещей. Бог — создатель и охранитель законов природы, действию которых  подчиняется и он сам. Однако идея  детерминизма природы противоречила не только схоластическому телеологизму, но и его собственному деизму. Исходным пунктом теории  познания Монтескье является отрицание наличия врожденных идей,  априоризма и мистической интуиции,  отстаивание ценности опыта и  здравого смысла. Источниками познания он считал внешний мир и  деятельность человеческой души,  обладающей естественной способностью к познанию. В социологическом  учении Монтескье теоретические  выводы строит на обобщении огромного количества исторических фактов, критикуя фатализм теологического подхода к истории, обрекающего на пассивность государя и примирение с социальной  несправедливостью подданных. Он считал, что  общественное устройство зависит от нравов, обычаев, убеждений,  которые, в свою очередь, определяются географической средой и  политическими законами. Хотя люди равны от природы, различия  географической среды  обусловливают существенные различия в  политическом устройстве. В  холодном климате люди более здоровы, активны, целеустремленны, жара приучает к лени, изнеженности, равнодушию. Но в холодных странах южане будут  действовать, как и северные народы.  Жара и холод воздействуют на тело, а тело определяет состояние духа. Кроме того, просвещенные  правители способны в любых  климатических условиях воспитать  достойных граждан. Эта, хотя и не последовательная, точка зрения отрицала религиозную идею предопределения. Первобытное состояние Монтескье  представлял как состояние дружбы и мира, общения и взаимопомощи.  Естественное желание жить в  обществе приводит людей к созданию государства, гражданского права и частной собственности. В  борьбе классовых интересов  Монтескье видел борьбу политических принципов, критикуя не  деспотизм, а идею деспотизма и  эксплуатации.  Феодально-деспотическому режиму  противопоставлял  конституционно-монархический или республиканский,  отстаивал идею разделения  властей, воплощающую классовый компромисс между буржуазией и аристократией. Целью  государственного правления является благо общества в его целом, которое  можно достигнуть с помощью  прогрессивных законов. Поэтому они  являются основой нравственности  народа. Законы государства обязательны для всех граждан, законы религии — для верующих, если они не  противоречат законам государства.  Резко осуждал фанатизм и стремление к власти католической церкви,  оценивал ее деятельность как препятствие общественному прогрессу.

Рекомендуем прочитать