Мистика

МИСТИКА (греч. mystikos —  таинственный) — 1 ) практика, целью которой является слияние, единение с Абсолютом, субстанцией; 2)  философские и теологические доктрины, обосновывающие мистическое мировидение и практику.  Онтологическим основанием мистики служат две идеи: 1 — в бытии есть духовное начало (оно может быть  единственной субстанцией, может быть  синкретично слито с материальным,  либо быть параллельным  материальному, либо наделяться статусом «свойства» материального); 2 —  духовное в человеке есть часть  мирового духовного как целого. Вторая идея классически оформлена  тезисом Гегеля «о тождестве бытия и мышления». Античными  атомистами была предложена модель  соотношения «микрокосма» и  «макрокосма», активно использовавшаяся  европейской философией. Однако, опираясь на эту модель, философия в познании разделилась на: а)  рационализм, где познание «макрокосма» опосредствуется разумом,  мышлением; б) иррационализм,  мистицизм, где познание в своем  конечном пункте оказывается  непосредственным усмотрителем  индивидуальной душой абсолюта, а вся  мистическая практика есть путь, способ подведения к черте, за которой  открывается Истина, причем она  открывается каждому в  соответствии с его заслугами,  индивидуально. Мистику надо отличать от магии, целью которой является не только подключение к Абсолюту, но и управление им. Мистическая практика может быть частью  магической. Мистика в первом  значении зародилась в глубокой древности, когда человек стал подниматься над своим  биологическим естеством. Шаманство, колдовство были направлены на сближение мира человека с  миром духов, богов, природных сил. Сам шаман обладает  способностью мысленного  перевоплощения (что можно рассматривать как невроз, а можно как  мастерство актера) в растения, животных, в природные силы, мысленно  перемещаться во времени и в  пространстве, то есть сливаться с природой, вечностью. Такая же способность заложена в  искусстве, которое есть не только  мастерство перевоплощения творца  (писателя, музыканта и т. п.), но и способность зрителя к  сопереживанию, эмпатии (вчувствованию). Не случайно музыка в  пифагореизме была средством очищения души, наиважнейшее место она занимает в философии  Шопенгауэра, Ницше. Во втором значении мистика возникает тогда, когда происходит развитие логики, а мистические учения во многом средствами же логики обосновывают невозможность познания  «неизреченного» бытия с ее помощью. Таков апофатизм Псевдо-Дионисия Ареопагита; даже схоласт Фома Аквинский признает, что максимально приблизиться к Богу в познании можно не с помощью  диалектических (логических) выкладок, а с  помощью любви; таково «Ученое  незнание» Кузанского. Спектр  мистических учений велик и  разнообразен. Первые крупные мистические учения возникают в Индии —  веданта, буддизм, в Китае — даосизм, в Греции — пифагореизм, отчасти платонизм (особенно так  называемое оральное творчество,  письменные диалоги связаны с  рационализмом). Далее неоплатонизм,  гностицизм, манихейство, суфизм,  каббала, исихазм, теологии Экхарта, Флорского, Беме, антропософия,  теософия и др. Хотя каждая крупная  система разрабатывала свои психотренинговые модели,  психофизиологические упражнения, что  обусловливалось различием климатических и культурных условий, однако многие элементы совпадают: в  теистических системах используются  молитвы, посты, мистерии, таинства (одно из важнейших — таинство  причащения в христианстве), в буддизме и исихазме — дыхательные  упражнения, определенные позы и пр.  Мистические мотивы присущи многим философским учениям, которые традиция относит к радикально  рационалистическим. Это тот случай, когда крайности сходятся,  поскольку и рационализм, и  иррационализм имеют единое  метафизическое обоснование возможности познания.

Рекомендуем прочитать