Михайловский

МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович (1842—1904) — русский философ, социолог,  публицист и литературный критик,  теоретик народничества. Его взгляды сформировались в 70-е гг. под  влиянием идей Герцена, Лаврова, Прудона, Конта. Основные работы: «Что такое прогресс?», «Теория Дарвина и общественная наука», «Орган,  неделимое, общество» и др. В центре его внимания — проблемы  исторического прогресса, проблема  человека, его целостности и  всесторонности, особенности познания  общественных явлений. Содержание общественного  прогресса, с точки зрения  Михайловского, составляет «борьба за  индивидуальность», главным его  критерием является движение от  «общественной разнородности» к «общественной однородности», формирующей  индивидуальность как «неделимую»  целостность. Буржуазное  («органическое») общество уродует  человека, делает его односторонним. Прогресс есть постепенное  приближение к целостности  неделимых, к возможно полному и  всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми. В соответствии с такой формулой прогресса  Михайловский выделяет «три типа и степени развития» социальности. Современный общественный строй, говорит он, с его  социальной дифференциацией, сложной кооперацией, разделением труда есть «высокая степень» в  развитии «низшего типа»  социальности»; наоборот, первобытный строй жизни, когда  отсутствовала социальная дифференциация, господствовала простая  кооперация, человек считал себя  центром природы, представляет  собой «высший тип» социальности, находящейся в крайне «низкой степени развития». Это же  относится и к современной  крестьянской общине, отсталой по  сравнению с существующими формами капиталистического хозяйства; она представляет собой «высший тип» общественной организации, стоящей на «низкой ступени  развития». Задача людей, берущих на себя осуществление формулы прогресса, должна заключаться в том, чтобы привести «высокий тип  общественного развития к столь же «высокой ступени». Это будет как бы  повторением на более высоком уровне  первой стадии, но человек здесь  становится центром социальности.  Личность Михайловский рассматривал не только как единственный  критерий прогресса, но и в качестве  главного творца истории. Концепция «героев и толпы» послужила  теоретическим обоснованием тактики  индивидуального террора. Выдвигая на первое место индивидуальность и противопоставляя ее обществу, Михайловский разрабатывает так называемый «субъективный метод» в социологии. Потребности,  желания среднего, «типичного»  индивида, поставленного в нормальные для его развития условия, должны стать своеобразной базовой моделью  общества. Подчеркивая, что человек относится к реальности прежде  всего как член социальной общности, Михайловский закладывал основы социологии познания.

Рекомендуем прочитать