Миф

МИФ — необходимая  категория сознания и бытия вообще, сфера «энергийного  самоутверждения личности» в переводе с  греческого означает «рассказ»,  «предание», «слово». Для архаичной культуры миф — не только способ мышления, но и средство консолидации  первобытной общины,  «практическое руководство первобытных верований и поведения»  (Б.Малиновский). Миф — это рассказ о событиях, о которых зависело  само существование древних  людей, продукт воображения, но не чистой фантазии. Носителем  мифа на первом этапе человеческой истории является общество в  целом, которое осуществляет  регуляцию поведения членов рода  через запреты и регламентацию. В последующем миф  приобретает художественную и  эстетическую ценность, сохраняя свою  социальную роль и воспроизводясь в становлении психического мира индивида. Миф неоднократно становился предметом философского  осмысления. Философия осознает себя как попытку разгадать тайну  мифа (Лосев А. Ф.). В философии романтизма и психоаналитической концепции К. Г. Юнга миф — носитель истины, недоступной  рациональному объяснению, голос прошлого, коллективного  бессознательного», хранящий прообразы жизни единого человечества. Миф стремится постичь смысл мира для того, чтобы жить так, как живет мир, то есть постоянно обновляясь. Для Ф. Ницше миф — жизненное  условие любой культуры. Для К.Леви-Стросса миф — это своеобразная логическая модель для  рационального освоения мира, основа  неолитической революции. Миф  символизирует отношения между объектами и лицами, развертывание мифа  непрерывно в противоположность прерывности его структуры. В философии XX в. существуют две основные тенденции в трактовке мифа. С точки зрения сциентистски-ориентированного сознания, мифом является все, что нельзя  верифицировать посредством  методически осуществляемого опыта, миф — это игра фантазии или грубая форма философской спекуляции, не являющаяся истинным способом познания. С точки зрения  гуманитарного мышления, миф — это  универсальное прозрение, охраняющее жизнь от удушающих объятий  технократизма и прагматизма,  обладающее разумностью и истиной. В философии XX в., особенно в философии структурализма, были выяснены особенности  мифологического мышления как  своеобразного моделирования мира,  позволяющего фиксировать и передавать опыт поколений. Закон  сопричастности как закон  мифологического мышления, описанный Л. Леви-Брюлем, выражает  чувство непосредственного единства члена племени со своей  социальной группой и с определенным животным или растительным  видом. Закон пралогической  причинности, присущий  мифологическому мышлению, утверждает непосредственную связь  следствия с причиной. Причем  причиной того или иного события  считается все, что угодно, когда и где угодно. «То, что волнует»  равнозначно для мифологического  сознания «тому, что существует». Однако причины положительных событий-следствий всегда  находятся внутри данной социальной группы или исходят от духа  предков, а причины негативных  следствий сосредоточены во  враждебных социальных группах или  связаны с нарушением табу.  Склонность к тонким различениям и классификациям, присущая  мифологическому мышлению,  объясняется глубоким убеждением в фундаментальном всеединстве жизни и  эмоционально-ассоциативным способом освоения мира. Мир явлений для  мифологического мышления не безликое «оно», а уникальный,  непредсказуемый и всегда одушевленный мир отношения «я — ты». Миф есть оправдание человека смыслом, весь доступный мир рассматривается как целое и сопричастное человеку.  Если представить мифологическое мышление в философских  категориях, то здесь отсутствует различение естественного и  сверхъестественного, необходимого и случайного,  отдельного и общего, объективного и субъективного, духовного и  телесного. Значение мифологического мышления в культуре XX в. не  только не уменьшается, но  увеличивается. Так, известный методолог науки П. Фейерабенд считает достижения мифа более значительными, чем  научные достижения, которые лишь меняют культуру, основанную  мифом, и не всегда в лучшую сторону.

Рекомендуем прочитать