Методология

МЕТОДОЛОГИЯ — 1)  учение о научном методе познания; 2) совокупность методов,  применяемых в какой-либо области  человеческой деятельности. По  отношению к философии  методология есть не только учение о  философском методе, о  методологических функциях философии, но и сам всеобщий метод, система  всеобщих принципов познания (в этом случае понятие «всеобщая методология» тождественно  понятию «всеобщий метод»). В  связи со значительным ростом числа методов познания в науке  последних десятилетий возникла  потребность в создании частных специальных и отраслевых — как, например, в медицине,  агрономии и техническом знании — методологий познания. Однако вплоть до последнего времени  создание таких методологий ограничивалось лишь спорадическими, редкими попытками самих ученых осмыслить методологию своих наук (исключение составляет, вероятно, лишь физика). Проблемами  методологии частно-научного знания  преимущественно занимались  философы (см., например, монографию И. Т. Фролова «Очерки методологии биологического исследования.  Система методов биологии». М., 1965). Однако эта работа уже давно  требует подкрепления и дальнейшего  более тщательного, а главное, более фундаментального и более  конкретного исследования самими  специалистами частных наук и  представителями науковедения. К настоящему времени более разработанной (в сравнении с частно-научной  методологией) оказывается общенаучная методология, в рамках которой  достаточно широко исследован  системный подход, метод  моделирования. Среди методов, изучаемых  методологией, выделяются: описание и анализ этапов, уровней научного познания и специфичности методов на каждом из этапов; анализ языка науки; выявление сферы  применимости отдельных процедур  (объяснение, доказательство); анализ  исследовательских принципов и  концепций (редукционизм, элемента ризм и т. п.); обеспечение  взаимодействия и синтеза методов разных наук и разных уровней методологии. Общее понятие методологии  включает в себя учение о построении  человеческой деятельности,  понимаемой также как практическая и ценностно-оценочная  деятельность. Философ В. Е. Кемеров  отмечает, что в поле  методологического анализа оказываются  проблемы повседневной жизни  людей, их общения и поведения;  задачей методологии становится выяснение, конструирование и преобразование схем  деятельности, «встроенных» в  повседневный опыт человеческих  индивидов. На стыке методологии  познания и методологии обыденной  деятельности людей  обнаруживаются изменения характера  методологии: из методологии общих норм и правил деятельности она  превращается в методологию  постановки и прояснения человеческих проблем. Таким образом, сама  методология приобретает статус  проблемы культуры, становится  важным пунктом осмысления и  переосмысления современной  культурной проблематики. Современная культура живет и обновляется в значительной мере благодаря  тому, что осмысливает и использует свою методологичность,  культивирует и развивает  социально-гуманитарные аспекты.

Рекомендуем прочитать