Метод познания

МЕТОД ПОЗНАНИЯ  система принципов, приемов,  правил, требований, которыми  необходимо руководствоваться в  процессе познания. Мыслители  прошлого высоко оценивали значение методов научного познания.  Философ нового времени Ф.Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в  темноте. Он отмечал: даже хромой,  идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги. Несмотря на то, что большинство ученых на своем опыте убеждались в большой  конструктивной роли метода, разработка методов познания вплоть до нашего времени отставала от развития самого содержания науки. Известный  ученый двадцатого столетия Дж. Бернал писал в середине XX века, что до сих пор изучение научного метода идет гораздо медленнее, чем  развитие самой науки; ученые сначала  находят что-то, а затем уже, как  правило, безрезультатно размышляют о способах, которыми это было  открыто. Ныне все большее число  будущих специалистов начинают осознавать, что в условиях  информационного взрыва, который  переживает наша цивилизация,  значительное внимание следует уделять методам ориентации в фактическом материале науки, методам его  применения. Все более актуальным  становится создание справочников,  заключающих в себе фактологию,  передача части информации для ее  переработки «машинному  интеллекту» и обучение специалистов  методам решения творческих задач. Каждый метод имеет несколько  аспектов: 1 )  объективно-содержательный; 2) операциональный; 3) праксеологический. В первом аспекте метод оказывается  обусловленным предметом познания через теорию; можно даже полагать, что метод есть та же теория,  только повернутая своим острием на практику дальнейшего познания объектов. Системный метод (или системный подход) имеет своим основанием системную теорию, или общую теорию систем.  Операциональный аспект, а он  выражен в приведенном определении понятия метода, зависит уже не столько от объекта исследования, сколько от субъекта, от его  компетентности и способности  перевести соответствующую теорию в систему правил, принципов,  приемов, составляющих эту сторону метода. Праксеологический  аспект метода составляют такие его свойства, как его эффективность, ясность и общепонятность,  надежность и т. п. На этой основе возможен выбор из группы одно порядковых методов наиболее эффективного для того или иного субъекта, проводящего  исследования. Существует множество разных методов,  классифицируемых по разным основаниям:  методы качественные и  количественные, содержательные и  формальные, исторические и  логические, и т. п. Широко  распространено деление методов по широте охвата действительности. Итогом этого деления являются методы:  1) всеобщие, универсальные (сюда относятся философские методы и формально-логические); 2)  общенаучные (системный метод, метод  моделирования и др.) и специальные (метод газожидкостной  хроматографии, энцефалография как метод  исследования головного мозга и  многие другие).

Рекомендуем прочитать