Мерло-Понти

МЕРЛО-ПОНТИ Морис (1908—1961) — французский  философ, представитель  феноменологии. На формирование  философской позиции Мерло-Понти существенное влияние оказала феноменология Э. Гуссерля, а также онтология М. Хайдеггера, психоанализ З.Фрейда,  лингвистика Ф. Де Соссюра. Его первая книга — «Структура поведения» (1942) — осталась практически незамеченной, вместе с тем в ней содержалась обстоятельная  критика бихевиоризма в психологии, приобретшая особую  актуальность в англоязычной  психологической и философской  литературе двумя десятилетиями позже. Вторая книга Мерло-Понти — «Феноменология восприятия» (1945), — несмотря на название, явилась трудом, где автор  сформулировал и систематически изложил фундаментальные положения своей философии. Здесь понятие  восприятия предстает не как  психологическая категория, призванная  объяснить человеческую субъективность через противостоящий ей мир  объектов, но как философское понятие, обеспечивающее концептуальные основания мира, пространства,  времени, человеческого действия и  свободы. Исходя из  экзистенциалистски истолкованного гуссерлевского понятия «жизненного мира» и  углубляя феноменологическую  редукцию, Мерло-Понти трактует  восприятие как феномен, посредством которого осуществляется  жизненная связь человека с миром.  Согласно Мерло-Понти, необходимо  отказаться от  рационалистически-идеалистической трактовки сознания, с позиций которой мир предстает в  качестве предмета нашего суждения. Чтобы понять мир, необходимо  освободиться от «предрассудка  объективного мира» и прийти к дообъективному сознанию, включающему в себя «жизненный мир», в котором важное значение приобретает  «живое тело» (субъект восприятия),  феноменологически понимаемое как единство мира и человека.  Первостепенная роль телесности  определяется тем, что именно тело и его интенциональные движения,  передающие человеческие потребности и желания, изначально  обеспечивают выражение и самовыражение человека. Благодаря телу  оказывается возможным не только  проявление человеческой  субъективности, но и «осуществление»  нашего понятия пространства, а следовательно, объектов внутри него, наделение их смыслом и  создание значений, что само по себе означает проектирование мира культуры. Это также позволяет преодолеть непроходимую  пропасть между «я» и «другими», возникающую в  экзистенциализме Ж.-П. Сартра, с которым  Мерло-Понти открыто полемизирует. Тот факт, что люди телесно  воплощены, делает возможным  существование общего мира и  понимание человека как открытого, общающегося бытия,  обращенного к «другому». В этой связи  особую значимость Мерло-Понти придает языку, рассматривая  слова как носители значения в интенциональном поведении. В более поздних трудах («Знаки» (1960), «Видимое и невидимое (1964), «Проза мира (1969)), опираясь на идеи Соссюра, Мерло-Понти  разрабатывает феноменологию  языка, стремясь обосновать  причастность человека бытию через  анализ лингвистического опыта.

Рекомендуем прочитать