Материя

МАТЕРИЯ (от лат. materia —  вещество, материал) — то, из чего все происходит, телесное первоначало. Термин возник примерно в I в. до н. э. как перевод греческого слова «поле» (буквально: корень,  древесина, материал) и в процессе развития философии претерпел сложную  эволюцию. Стоящие у истоков  философского понимания материи  натурфилософы VI—V вв. до н. э. (Фалес, Анаксимен, Эмпедокл)  называли первоначалом четыре  «стихии» (воду, воздух, огонь, землю). Новый этап в развитии понятия «материя» связан с учением  Аристотеля, который мыслил ее как пассивный субстрат, способный к восприятию разных форм.  Материя противопоставлялась им  форме как возможность  действительности. При этом Аристотель  различал материю «последнюю» — уже обладающую некоторой опреленностью возможность бытия конкретной вещи, и «первую» — чистую возможность бытия всех вещей. В отличие от Аристотеля древние стоики не проводят  такого различия, и их материя схожа с аристотелевской первоматерией. Другое важное отличие  заключается в том, что в материи стоиков присутствует содержащий формы («семена») вещей Бог  (Логос-огонь). В эпоху поздней  античности в осмыслении материи появляется этический аспект. В гностицизме материя — это  низменное, злое начало, которое  поглощает и разделяет начало  духовное, возвышенное. Сходные мотивы обнаруживаются и в  манихействе. Наметившееся в этот период противопоставление  материи (телесного) духовному  стало одним из важнейших принципов философии неоплатоников. Для них материя — это как бы  периферия бытия, последняя ступень  деградации духовного, истекающего из первоначала — неподвижного Единого. Материя  противопоставляется последнему также и как  абсолютная изменчивость,  множественность. Объективно-идеалистическая  традиция противопоставления косной материи активному духовному,  образец которого был задан  платонизмом, в Новое время приобрела  теоретического оппонента в  философском материализме, для которого материя — центральное понятие. В основу материалистического  понимания материи, которое идейно восходит к древнегреческим  атомистам, стоикам и натурфилософам-досократикам, была положена картезианская телесная субстанция — причина всех вещей,  переосмысленная в пантеистическом духе  Спинозой. Представители  классического материализма XVIII—XIX вв. (Д.Дидро, Дж.Толанд, П.Гольбах, Л. Фейербах, Л. Бюхнер и др.)  рассматривали материю как  единственную реальность, субстанцию, к  которой сводится все сущее. Материя наделяется ими способностью к  самодвижению и саморазвитию,  пространство и время (а по Дидро также и чувствительность) считают ее  атрибутами. Способность материи к саморазвитию в особенности  подчеркивалась материализмом  диалектическим, внесшим наибольший вклад в разработку учения о  материи в XIX—XX вв. С точки  зрения последнего, материя — это объективная реальность, данная нам в ощущении, а движение — способ ее существования.  Развитие материи начинается с  простейших форм движения и все  более усложняется. Наличный мир являет собой систему  материального движения, в котором можно выделить иерархию пяти  основных уровней: механическое,  физическое, химическое,  биологическое, социальное. Жизнь,  общество, таким образом, высшие формы движения, несводимые ни друг к другу, ни к низшим  уровням. Духовное объясняется как свойство особой  «высокоорганизованной» материи — социализованного мозга, а способность  познавать мир выводится из  субстанциального атрибута материи — отражения.

Рекомендуем прочитать