Макиавелли

МАКИАВЕЛЛИ Никколо (1469—1527) — представитель социальной философии  итальянского Возрождения. Родился во Флоренции в семье  образованного юриста среднего достатка.  Решающее влияние на его  мировоззрение оказала античная  литература по истории и философии,  гуманисты Возрождения.  Республиканец, противник всевластия римской церкви. Макиавелли в 30 лет избирается секретарем  Синьории — самоуправления городской республики Флоренция. На этом посту он служит 14 лет. В 1512 г. испанцы восстанавливают  тиранию банкирского дома Медичи. Макиавелли отправляют в  ссылку. Последние 15 лет жизни он проводит в небольшом родовом имении под Флоренцией, здесь создает основные работы:  «Государь», «Рассуждения о первой  декаде Тита Ливия», «История  Флоренции». Многие современники  восприняли «Государя» как апологию политического насилия и  тирании. С тех пор Макиавелли по  неизжитой и сегодня традиции  считают творцом макиавеллизма — учения о том, что в политике цель оправдывает средства. Макиавелли действительно утверждал, что  приемлема любая политика, даже  вероломная, если она служит упрочению государства. Успех такой политики обеспечивает сильная власть, а сильной она является тогда, когда сосредоточена в руках одного  правителя. В раздробленной  междоусобицами Италии доктрина  Макиавелли была выражением политического реализма и одновременно, как это ни парадоксально, политического идеализма Макиавелли. Он мечтал об объединенной Италии, защищал единовластие во имя конечного  торжества законовластия. Его идеал — республиканский, а не  императорский Рим. Об этом его  «Размышления...». Об этом и его «История  Флоренции». Люди, говорит он, делают свою историю, руководствуясь  присущим им от природы эгоизмом.  Частные интересы движут ими, а  главный среди них — интерес к  приобретению богатства. Ради этого они объединяются друг против друга, а борьба партий определяет судьбу  государства. История — это с  необходимостью совершающийся процесс возвышения и падения государства. Это процесс не фатально  предопределенный. В истории многое  зависит от «доблести» человека, его  умения трезво оценить силу  обстоятельств и либо приспособиться к ним, либо подчинить их  собственной воле. Доблесть отличает тех, кто стремится к пользе и выгоде  государства. Сильный правитель не будет действовать вопреки  мнению и воле народа, ибо народ мудрее правителя. Политика  несовместима с  морализированием, считает Макиавелли. Но это не проповедь политического аморализма, а убеждение в том, что история сообразуется не с  велениями совести, а с  объективными законами и политическим разумом.

Рекомендуем прочитать