Лосев

ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893—1988) — философ,  историк философии и эстетики,  филолог, переводчик и писатель.  Автор капитального труда «История античной эстетики» (в восьми  томах), сочинений «Философия имени», «Музыка как предмет  логики», «Диалектика мифа»,  «Эстетика Возрождения»,  «Проблема символа и реалистическое  искусство», «Владимир Соловьев и его время», множества других произведений. Работал в вузах страны, с 1922 г. вел курсы  эстетики в Московской  консерватории. В 1930 г. обвинен в  воинствующем идеализме и  репрессирован. После освобождения в 1933 г. преподавал классическую филологию, с 1943 г. — доктор филологических наук, с 1944 г. — профессор Московского  государственного педагогического  института им. В.И.Ленина. Лосев развивает русскую философию в традиции синтеза  идеалистической диалектики и православия в идее всеединства. Ее видение он стремится углубить с помощью феноменологии Гуссерля. В  «Философии имени» молодой Лосев, испытавший влияние  мистического богословского учения имяславия, понимает имя в духе  православного энергетизма — как явленную Божественную сущность, невыразимую в своем высшем  единстве. Предельно наполняясь  смысловым, ценностным содержанием, имя отождествляется с мифом и символом. У Лосева символ вещи — это ее порождающая модель,  подобно идее Платона; миф — данная в словах «чудесная личностная  история», «развернутое магическое имя». Слово онтологизируется: оно есть явленная сущность, значит весь мир — имена и слова, образующие саморазвивающуюся систему.  Лосев исследует слово  феноменологически, раскрывая в нем  многочисленные пласты. Для позднего  Лосева слово выступает орудием  разумно-жизненного общения людей, имеет семантическую,  ценностно-смысловую и выразительную структуру. Диалектически  разрабатывая категории становления и  времени, Лосев строит свою  философию математики и философию  музыки. Становление — основа  времени. Последнее воплощается в числе, устанавливающем порядок, что  делает возможным разум. Число в  сознании конструируют математика (логически) и музыка  (выразительно-символически), их бытие  идеально. Особенность эстетического  воздействия музыки коренится в том, что она открывает для восприятия чистое становление, завораживает ощущением нераздельности  конечного и бесконечного. Исходя из того, что вся культура древнегреческого и эллинистически-римского мира характеризуется эстетическим космологизмом, Лосев считает свою историю античной эстетики историей античной философии в ее предельной целостности.  Античный пантеизм, восприятие чувственно-материального  космоса как абсолюта он называет мировоззрением  рабовладельческой формации, объясняя его  исторические типы  (классически-эллинский,  ранне-эллинистический и поздне-эллинистический) стадиями эволюции  рабовладения. Античная философия рассматривается в  диалектическом движении от нерасчлененного мифологизма, через  рефлексию над его различными  элементами, к восстановлению  мифологизма (у неоплатоников),  совмещающего противоречия в  разумно выстроенной системе.  Развитие русской философии, согласно Лосеву, идет в борьбе между  западноевропейским  рационализмом и православным богочеловеческим Логосом, поднимаясь по ступеням диалектики к  Всеединству.

Рекомендуем прочитать