Лиотар

ЛИОТАР Жан-Франсуа (1924— 1998) — французский  философ, представитель философии постмодернизма. Принадлежал к левомарксистской группе  «Социализм или варварство», увлекался феноменологией. Вместе с Ж. Дерридой основал Международный философский колледж. Автор  работ «Дискурсы, фигуры» (1971), «Ситуация постмодерна» (1979), «Спор» (1983). Широкую  известность Лиотару принес цикл  работ, посвященных  постмодернизму. Отличительным признаком эпохи постмодерна, по Лиотару, является недоверие в отношении метарассказов, т. е. в отношении объяснительных систем,  служащих для «самооправдания  буржуазного общества» и  навязываемых властью. Европейская  культура прошла через христианство, эмансипацию, социализм, технологию как различные способы  осуществления диктата одного,  единственного повествования над всеми типами множественных  повествований. Современная культура  представляет собой множество  разнообразных взаимонесоизмеримых  языковых игр. Любой субъект  социальной системы способен произносить «хорошие» высказывания всех  типов (денотативные, прескрептивные, перформативные), т. е.  обладает равной компетенцией. Эпоха постмодерна, оттачивая  чувствительность людей к различиям  языковых игр, усиливает способность  человека выносить их  взаимонесоизмеримость. Особое внимание Лиотара привлекает факт институциализации любой заранее определенной  позиции, в том числе и институциализация «великого отказа» от  «классической культурной традиции»  искусством авангарда. Институции  накладывают ограничения на правила  игры, побуждая автора высказывания говорить об определенных вещах и в определенной манере. Каждый из институтов стремится узаконить  себя не только в качестве истинного, но и справедливого. Так, наука  выступает как совокупность  денотативных высказываний, т. е.  высказываний, выражающих описание  предметов, которые могут быть оценены с точки зрения истины или лжи.  Дополнительными ограничениями  научного дискурса являются  доступность предметов эксплицитным  условиям наблюдения,  возможность решить вопрос о  принадлежности высказывания  релевантному языку, обращение  требуемой компетенции только к лицу, высказывающему суждения. По мнению Лиотара, наука не может легитимировать не только другие языковые игры, но и саму себя. Эпоха постмодерна — это эпоха делегитимации, равноправия  различных типов нарративного  знания, которое передает набор  прагматических  правил, конституирующих социальную связь. (Лозунг междисциплинарности в  наибольшей степени соответствует научному знанию этого периода.) Наиболее приспособлена к  многообразию языковых игр  нарративная (повествовательная)  форма рассказа-сообщения, которая с древних времен играет огромную роль в интеграции социума. В  повествовании свободно  сочетаются описательные,  предписывающие, оценивающие и другие  высказывания. Повествование,  способное производить новые  высказывания, предполагает общение людей и включает в себя  признание гетероморфности языковых игр, множественности конечных метааргументов и требует  свободного доступа к носителям  информации и банкам данных.  Последнее требование особенно важно, поскольку легитимация научного знания и образования осуществляется в современной  социальной системе как наследнице эпохи модерна через эффективность (наилучшее соотношение  вход-выход) и результативность знаний.

Рекомендуем прочитать