Лейбниц

ЛЕЙБНИЦ Готфрид  Вильгельм ( 1646—1716) — немецкий философ, математик, юрист,  историк, языковед. Изучал  юриспруденцию и философию в Лейпцигском и Йенском  университетах. Состоял на службе у  ганноверских герцогов, сначала в  качестве придворного библиотекаря, затем герцогского историографа и тайного советника юстиции. Основные философские  произведения: «Новые опыты о  человеческом разуме» (1704); «Теодицея» (1710); «Монадология» ( 1714) и др. Творчество Лейбница подготовило благоприятные условия для  последующего интенсивного развития философии в Германии, связанного с именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Философская система  Лейбница сложилась как итог  многолетней эволюции, в ходе которой он критически переработал идеи  Демокрита, Платона, Августина,  Декарта, Гоббса, Спинозы и др. В  качестве исходных принципов ей служат основные законы логики, которые Лейбниц уточняет и развивает:  закон непротиворечия, закон  тождества, закон достаточного основания. Все, что не противоречит этим  законам, существует или может  осуществиться, в том числе и в тех мирах, которые нам недоступны.  Известный же нам, т.е. реализовавшийся мир характеризуется «гармонией сущности и существования», или иначе оптимальностью, минимизмом средств при максимуме  результата. Таким образом, то, что  существует подлинно (а не фиктивно) и чье существование оправданно, прочно и устойчиво, отвечает (и должно  отвечать) требованию оптимальности. Однако это требование не вполне выполнимо в мире  чувственно-воспринимаемом, т.е. мире, который мы непосредственно видим,  слышим, осязаем. Оно реализуется в полной мере в мире  «умопостигаемом», т.е. в том, который можно только помыслить, но не воспринять чувствами. Этот мир состоит, по Лейбницу, из бесчисленных  деятельных субстанций,  первоэлементов — монад, которые  находятся между собой в отношении предустановленной гармонии. В силу этого, развитие каждой из монад согласовано с развитием других и мира в целом. В каждой монаде в миниатюре  потенциально представлен весь мир  («монада— зеркало Вселенной»). К  числу особых монад Лейбниц  относил души людей. Свое учение о бытии Лейбниц рассматривал в качестве теодицеи, т.е.  оправдания Бога (христианского), в  частности, ответом на вопрос, почему Бог создал мир таким, каким мы его знаем, а не  идеально-совершенным. Ответ Лейбница  состоял в том, что несмотря на  несовершенства, мир является  рационально оправданным,  стремящимся к оптимальности, лучшим из возможных (т. е. логически  непротиворечивых), среди которых множество еще более  несовершенных. В теории познания  Лейбниц выступал против учения Локка о душе как «чистой доске» (tabula rasa) и к формуле  сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» — добавлял: «кроме самого разума». Прирожденные способности к познанию существуют в виде  задатков, предрасположенности. В области математики Лейбниц стал одним из первооткрывателей теории математического анализа, инициировал разработку учения о вероятности.

Рекомендуем прочитать