Кун

КУН Томас Сэмюэл (1922— 1996) — американский историк и философ, один из лидеров истори ко-эволюционистского направления в философии науки. После  окончания Гарвардского университета и  защиты диссертации по физике Кун работал в Гарварде и преподавал в Массачусетском технологическом институте. Именно Куном  разработана концепция исторического  развития научного знания, столь  радикально отличающаяся от  логико-позитивистских и «критико-рационалистических»  представлений о науке. Имя Куна  вошло в историю философии науки XX в. в связи с введенными им такими ключевыми понятиями как «парадигма», «нормальная наука», «научная революция». Кун не дал строгого определения того, что он понимал под  парадигмой, но обычно парадигма  рассматривается как  методологическая установка в отношении  общепринятых научных  достижений, принимаемых научным  сообществом. Используя введенное английским физико-химиком, историком науки М. Полани  понятие научного сообщества, Кун подчеркивал, что для ученого главным является признание именно этого научного  сообщества. В рамках общепринятой  парадигмы происходит нормальное развитие науки, когда в рамках существующих теорий  доказываются новые теоремы,  открываются новые явления и т. д.  Постепенно появляются факты,  которые в эту парадигму не  укладываются, ученым приходится  придумывать гипотезы adhoc (т. е.  специально для данного случая), но таких фактов становится все больше, пока не происходит взрыв — по Куну — научная  революция, и старая парадигма  сменяется новой. Кун не дал объяснения, как именно происходит смена парадигм, более того, он считал, что рациональной интерпретации  данной ситуации дать нельзя и новая парадигма, объясняющая факты, не укладывавшиеся в рамки старой, с ней не соизмерима. Смена парадигм происходит «естественным» путем, т. е. когда вымирают сторонники старой парадигмы, торжествует  новая. Кун выступает с жесткой  критикой индуктивистских и кумулятивистских моделей реконструкции истории науки, которые  разрабатывались представителями  логического позитивизма. Ибо наука,  утверждал Кун, отнюдь не представляет  собой постепенное накопление истин, которые могут быть обретены в  «чистом» опыте. Принципиально значимым в  концепции Куна является положение о том, что ученый в своей  деятельности ориентируется не на  позитивистскую логику научного  исследования, а на социологические,  психологические и социо-культурные компоненты.

Рекомендуем прочитать