Конт

КОНТ Огюст ( 1798—1857) — французский философ,  родоначальник позитивизма. В 1817— 1822 гг. был секретарем  Сен-Симона, у которого почерпнул  основной замысел «позитивной  философии» и «социальной  физики» (социологии). Философия Конта была в немалой степени  реакцией на спиритуализм Мэн де Бирана и эклектизм В. Кузена, а также на всю ту атмосферу  неприязни к разуму, науке, другим символам Просвещения, которая  установилась во Франции в начале XIX в.  Поэтому отправным пунктом  философии Конта является отвержение «метафизики» (спекулятивной  философии) со всеми ее проблемами и понятиями, отождествление  познания с научно-исследовательской  деятельностью. Феноменалистская позиция в гносеологии, занятая Контом, означала ориентацию  познания на описание явлений,  установление связей между ними, а не на проникновение в их сущность.  Наука отвечает на вопрос «как», а не «почему». Важным местом в  доктрине Конта было подчеркивание  методологического единства знания, из чего вытекала необходимость распространения методов физики и астрономии на сферу общественной жизни и морали и очищение их от спекуляций. Единственным  источником знания, по Конту, является опыт. Вопрос об отношениях  философии и науки имел для Конта  принципиальное значение. В широком смысле слова «позитивная  философия» совпадала у него с  совокупностью «позитивных наук», которые выступали по отношению к ней ее отраслями. В силу этого все науки у Конта выстраиваются в  определенную иерархию: изучение простых наук является необходимым для  понимания наук высших и более  сложных (всего же их выделялось семь — математика, астрономия,  физика, химия, биология,  социология, этика). Классификация наук также предполагала еще  разделение их на абстрактные и  конкретные, где последние призваны применять к частным областям общие законы, изучаемые  первыми (например, биология —  медицина). Центральное место в  учении Конта занимает закон «трех стадий», подкрепляющий его  основные положения. По этому  закону, умственное созревание  человека проходит в три этапа. На первой, теологической стадии  человек объясняет все явления  антропоморфно, населяя мир  богами, духами и т. п. На следующей метафизической стадии  объяснение окружающего мира  достигается за счет вымышленных  абстрактных сущностей, якобы  скрывающихся за явлениями.  Последняя стадия — позитивная,  характеризующаяся отказом от  поисков сущностей, попыток  проникнуть в природу вещей и  переходу к научному познанию на  основе опыта, к наблюдению и  описанию явлений. Социология  Конта (создание термина — его  заслуга) есть также теоретическая наука, включающая в себя и  политэкономию, и часть  психологии. Она подразделяется на  социальную статику (изучение  постоянных условий существования общества) и социальную динамику (изучение законов  прогрессивного развития). В последние годы  жизни Конт стал смотреть на свою  позитивную философию как на введение в теологию и предпринял попытку создать новую религию  человечества. Это должен быть культ  человечества как «Великого Существа»,  служить которому должно «новое  духовенство» из числа философов,  врачей и поэтов. Ближайшими  учениками Конта были П. Лафитт и Э. Литтре. Своими идеями он оказал  огромное влияние на философию XIX в. и приобрел последователей во многих странах.

Рекомендуем прочитать