Киреевский

КИРЕЕВСКИЙ Иван  Васильевич (1806—1856) —  философ, литературный критик, один из ведущих теоретиков  славянофильства. Посещал лекции в  Московском, позднее в Берлинском и Мюнхенском университетах.  Редактировал журналы «Европеец» (1832, запрещен в первом же  номере за якобы содержащееся в нем закамуфлированное  требование конституции для России) и «Москвитянин» (1845). Был  близок со старцами Оптиной  пустыни. Сравнивая Россию и Европу, Киреевский утверждал наличие в России некоторых  положительных черт, не присущих Западу. Ценя удобства западного  рационализма (происхождение  которого Киреевский связывает с  рациональностью католицизма), он считает, однако, что в конечном развитии западная  рациональность ставит святость внешних формальных отношений выше личности. Право для Запада — скорее условное установление, чем справедливость, правда.  Западное просвещение, будучи  основано на развитии распавшихся сил разума, не имеет  существенного отношения к нравственному строению человека — в результате это просвещение не утоляет  духовной жажды, а оставляет в душах пустоту. Мышление, отделенное от сердечного стремления, есть  развлечение для души; чем глубже такое мышление, тем легкомысленнее, в сущности, делает оно человека.  Отвлеченно-рациональной форме  познания Киреевского  противопоставляет «живую», включающую в себя, кроме рационального, также  этический, эстетический и другие  моменты. Совокупность моментов этого «живого знания» подчинена  высшему познавательному акту —  религиозной вере. Эта форма познания в истинном и чистом виде  свойственна православно-славянскому миру. Жизнь человека, нации, группы  наций основана на религии, которая определяет тип образованности и весь характер общества. Гибель  западной цивилизации, пораженной язвой рационализма, неизбежна; ее может спасти только восприятие православно-славянской  цивилизации, наиболее полно  раскрывающейся в духе русского народа.  Славянофильские идеи Киреевского тесно связаны с его учением о  личности и с его антропологией  (учением о духовной сфере как  «внутреннем ядре» в человеке).

Рекомендуем прочитать