Хайдеггер

ХАЙДЕГГЕР Мартин (1889—1976) — немецкий  философ, экзистенциалист. Основная философская программа Хайдеггера представлена в «Бытии и времени» (1927)  фундаментальной онтологией, главной задачей которой является сосредоточение внимания на проблеме смысла бытия. Хайдеггер убежден в том, что необходимо подвергнуть  деструкции («разбору») всю  европейскую философскую традицию как «метафизическую» с тем,  чтобы отыскать продуктивный путь к «истине бытия». Инструментом этой деструкции становится у  него феноменология, из чего  следует и феноменологический  характер его трактовки проблемы. Фундаментальная онтология, по мысли Хайдеггера, должна была стать основой универсальной  онтологии, имеющей дело с бытием вообще. Однако он так и не  завершил этот мыслительный проект: из двух частей задуманной им  работы в «Бытие и время» вошли только «Введение» и два первых раздела — «Подготовительный фундаментальный анализ  присутствия» и «Присутствие и  временность». Остальная работа  была непосредственно продолжена им в лекционных курсах  «Основные проблемы феноменологии» (1927), «Кант и проблема метафи 428 Хайдеггер зики» (1929) и др. Хайдеггер видит освобождение горизонта для  интерпретации смысла бытия в  онтологической аналитике Dasein —  человеческого присутствия (здесь-бытия, бытия-вот), ибо только человеку  изначально «открыто» бытие и только через человеческое бытие,  вопрошающее о смысле, может быть понято и осмыслено бытие как таковое. Описание структуры Dasein  осуществляется Хайдеггером посредством «экзистенциалов» — историчность, заброшенность, покинутость, усредненность, решимость, вина, смерть и др., подчеркивающих  специфичность человеческого бытия как экзистенции. Экзистенция,  будучи конечной, «бытием-к-смерти», выступает как экзистенция, «нахождение вовне». Человеческое бытие в его целостности  характеризуется Хайдеггером как забота (sorge), включающая «бытие-в-мире» («заброшенность» в мир), «бытие-при-внутримировом-сущем» («обреченность вещам») и  «забегание вперед» («проект», выбор  самого себя, своя возможность) —  характеристики, одновременно  оказывающиеся модусами времени  (прошлое, настоящее, будущее).  Чрезмерная приверженность  настоящему, погруженность в  повседневность, заслоняющая от человека его конечность, является неудачей Dasein открыто противостоять  своим собственным возможностям.  Такая экзистенция определяется  Хайдеггером как неподлинное  (неаутентичное) бытие и характеризуется им в терминах das Man  (безличности, усредненности);  последнее влечет за собой также  неподлинный способ  философствования, отождествляющий бытие с сущим, а мир — с «внутримировым сущим». Однако решающим в определении Dasein  оказывается то, что оно вовлекает время. Хайдеггеровское понимание  времени не имеет ничего общего с физическим временем,  состоящим из моментов «теперь»; время Dasein неизбежно оказывается временем сознания,  побуждением к будущему, темпоральным становлением. Будущее является набором открытых  возможностей, но человек в равной степени должен признавать свою  историчность, конечность и  реальность смерти. Аутентичное  бытие предполагает это признание, a Angst (тревога, или страх)  показывает нам, что по ту сторону  человеческого существования  просто ничего нет. После так  называемого «поворота» (Kehre) в  начале 30-х гг. начинается второй  период философской деятельности Хайдеггера,  сосредоточивающегося теперь на осмыслении бытия как истины (алетейи, непотаенности) и события. Путь к «истине бытия» пролегает через  преодоление метафизики, берущей свое начало у Парменида и Платона и завершающейся  провозглашением нигилизма у Ницше. Нигилизм— это плата за забвение  европейским мышлением онтологической разницы между бытием и сущим, а потому преодоление метафизики мыслится как возвращение к  нереализованным возможностям  европейской культуры, которые он  усматривал в греческом мышлении досократовского периода, еще пребывающем в «истине бытия». В  многочисленных эссе и лекциях Хайдеггер также вводит темы техники, мира и языка, обращается к анализу поэзии и  искусства как «хранителей бытия».

Рекомендуем прочитать