Хабермас

ХАБЕРМАС Юрген (р. 1929) — немецкий философ, социолог и культуролог, представитель  «второго поколения» Франкфуртской  школы. Наибольшее влияние на  теоретические воззрения Хабермаса  оказали Маркс, Вебер и Гегель. Однако в своих работах Хабермас опирается на самые различные философские традиции: марксизм, «критическую теорию общества», развиваемую Франкфуртской школой,  герменевтику, позитивизм, философию  языка, психоанализ Фрейда. Одна из главных идей Хабермаса —  создание всеобъемлющей теории  общества, направленной на  самоосвобождение людей от отношений  господства (доминирования). Выступая против глобальной критики  объективности, осуществляемой в русле современной философской  герменевтики, Хабермас соединяет  методологическую герменевтику с  философией языка. При этом исходным пунктом становится «критика  идеологии», начало которой было  положено Марксом, утверждавшим, что взгляды и идеи отражают  общественные интересы их носителей. Идеология, являющаяся, по Хабермасу, системой  иррациональных или искаженных взглядов, должна подвергнуться критике, рациональному анализу. С точки зрения Хабермаса, теория  понимания не должна рассматривать человека вне связи с  социальными и историческими факторами и всякое адекватное понимание языка должно исходить из тех практических (прагматических) целей, в которых говорящий  использует язык. В связи с этим он разрабатывает «универсальную прагматику», несводимую к  анализу языка и речи. Рассматривая язык как медиум, в котором  эксплицируется и обосновывается всякое человеческое действие, универсальная прагматика  становится основой общей теории  социального действия. По мнению Хабермаса, интерсубъективная коммуникация возможна,  несмотря на различия в  пред-пониманиях участников, если участники стремятся к «идеальной речевой ситуации» (каждый имеет равные возможности участия в диалоге, может открыто выражать свои идеи и критиковать чужие; исключаются ограничения, связанные со статусом участника; единственная мотивация участников — достижение  консенсуса по поводу истинности  высказываний и валидности норм). В речи уменьшаются социальные различия между говорящими. Идеальная  речевая ситуация может быть  недостижимой, однако, чтобы приблизиться к ней, участники должны  преодолеть «систематически искажаемую коммуникацию», в которой  подавляются и скрываются интересы  говорящих. По Хабермасу, эти  искажения обусловлены разделением труда и соответствующей ему структурой господства (доминирования).  Способ устранения патологических  последствий систематически  искажаемых коммуникаций Хабермас видит в фрейдистской  психотерапевтической модели. Сокращение  искажений понимания общественных  процессов возможно на основе анализа и обобщения эмпирического знания об обществе, каузального  объяснения и исторической критики  общественных явлений. Построение  всеобъемлющей социальной теории предполагает разработку концепции познания, основанной на общей  теории коммуникативного действия. Хабермас выделяет три типа  коммуникаций и соответствующих им действий. Когнитивной  коммуникации соответствуют  инструментальное и стратегическое действие,  интерактивной коммуникации —  нормативно регулируемые действия и экспрессивной коммуникации — драматургическое действие.

Рекомендуем прочитать