Кьеркегор

КЬЕРКЕГОР Серен (1813— 1855) — датский философ, теолог, писатель. Основные произведения в 20-ти томах литературного наследия «Либо — либо», «Наслаждение и долг», «Болезнь к смерти», «Страх и трепет». Великолепная стилистика произведений, использование  парадокса как смыслообразующего  конструкта текста, сократическая  ирония были средствами постановки и решения новой философской проблематики. Главная проблема, фундаментальность выбора  человеком самого себя, выражается Кьеркегором в особых  экзистенциальных категориях: вера, грех, отчаяние, абсурд, возможность, смерть, одиночество. Предмет философии — «единичный», а не всеобщие абстракции,  переориентирует философию на этику. Задачей такой философии  является исследование возможностей нравственного самоопределения человека. С этой целью Кьеркегор анализирует три  нравственные ориентации: эстетическую, этическую и теологическую.  «Эстетик» — этико-психологический тип, образом жизни которого  является наслаждение. Его  деятельность направлена вовне, на «иное», на овладение  изменчивым внешним миром. Здесь  человек не обретает, а теряет себя.  Результат эстетической (чувственно конкретной) деятельности —  отчаяние, показатель  необходимости изменить смысл жизни.  Предметом «этика» является  собственный внутренний мир, это человек долга, борьба этических  мотиваций создает для него трагическую ситуацию выбора. И хотя  трагический герой отрекается от себя ради общего, но это отречение имеет этическое и логическое обоснование. «Рыцарь веры»  разрывает все смысловые связи с общим, чтобы стать единичным.  Экзистенциальное одиночество — путь преодоления этического  теологическим. Это путь Авраама, путь веры. Кьеркегор рассматривает  взаимосвязь веры и разума не как  гносеологическое, а как экзистенциальное отношение. Вера — иная, внерациональная смысложизненная  ориентация, преодоление этической и  эстетической аргументации. В вере  проявляется приоритет единичного,  находящегося в абсолютной связи с абсолютом, над общим. Страх — реакция индивида на абсурд,  переживание им абсолютного  одиночества, в сосредоточенности  которого он и осуществляется как  личность. Философско-эстетические, художественные эссе Кьеркегора — исторически первая попытка  последовательного  философствования за границами  рационалистической мысли, не способной  решать экзистенциальные  проблемы. Этика Кьеркегора становится основанием критики  спекулятивной онтологии,  рассматривающей мир как «ставшее», вечное бытие, и гегелевской  спекулятивной диалектики как метода  построения систем. В  «экзистенциальной диалектике» Кьеркегора мир предстает как открытая для выбора и свободы  «возможность», «становление».  Философия Кьеркегора оказала огромное воздействие на формирование  современной философской  антропологии.

Рекомендуем прочитать