Кант

КАНТ Иммануил (1724—1804) — немецкий философ. Всю жизнь прожил в г. Кенигсберге —  тогдашнем центре Восточной Пруссии (ныне г. Калининград), где  окончил университет и впоследствии стал профессором. В  философском развитии Канта различают два периода: «докритический» (до 1770) и «критический». В  первый период Кант в основном  занят разработкой  космогонической картины мира, исходя из умозрительных  («метафизических») предпосылок.  Критический период явился для  творчества Канта основным. В этот  период Кант ставит и стремится  разрешить задачу критики  познавательных способностей человека. Под «критикой» он понимает  исследование возможностей и  определение границ человеческого познания. Решению этой задачи посвящены три главные  произведения Канта: «Критика чистого разума» (1781), «Критика  практического разума» (1788) и  «Критика способности суждения» (1790). В них Кант исходит из предпосылки, что возможности познания определяются прежде всего особенностями  характерного для всех людей восприятия внешнего мира, а не внешним  миром как таковым. Канта  интересуют главным образом  возможности научного, а не обыденного  познания. Кант приходит к выводу, что наука имеет границы, дальше которых она не может и не  должна идти: сущность «вещей в себе» или вещей как они существуют сами по себе, до их восприятия  человеком, для науки остается  непознаваемой. Для науки должны остаться принципиально недопустимыми и такие объекты, как Бог, душа и  свобода. Свою философию Кант  называет трансцендентальной. Этим он противопоставляет ее философии трансцендентной — с одной  стороны, а с другой — философии  опытной, эмпирической. По Канту,  философия трансцендентная  неправомерно берется рассуждать о  запредельном, т. е. о Боге. Для Канта же Бог есть дело веры, поэтому  принципиально невозможны никакие  рациональные доказательства бытия Бога, что однако не означает  несостоятельности религии. Сам Кант был верующим  христианином-протестантом, кантовская же  философия стремится быть нейтральной в религиозном отношении. Основным законом этики Кант провозгласил категорический императив, т. е. внутреннее повеление, которое  должно быть формальным наподобие предложений дедуктивных наук. Одна из формулировок  категорического императива гласит: «Поступай так, чтобы человечество и в твоем лице и в лице всякого другого всегда рассматривалось тобой как цель, но никогда только лишь как средство». По Канту человеческая личность  самоценна и ни в коем случае не  должна рассматриваться как средство для осуществления каких-либо задач, хотя бы и для всеобщего блага. В эстетике Кант выводит  прекрасное из «незаинтересованного» удовольствия, доставляемого  созерцанием формы предмета.  Красота неутилитарна по своей  природе и является  целесообразностью, без предписанной заранее цели. Кант внес вклад в  разработку теории либерализма. Учение Канта, несмотря на критику,  которой оно подвергалось различными философами, оказало  значительное влияние на развитие  последующей философской мысли.

Рекомендуем прочитать