Камю

КАМЮ Альбер (1913—1960) — французский эссеист и литератор. С 1934 по 1937 гг. состоял в  компартии, входил в комитет содействия Международному движению  против фашизма. В годы оккупации  активно участвовал в движении  Сопротивления. Впоследствии  полностью разорвал связь с  коммунистическим движением, главным  образом из-за событий, связанных с культом личности Сталина в  России. Главная тема творчества Камю — человек, основная проблема — как остаться человеком в мире  отчуждения и абсурда? Абсурд, по Камю, — фундаментальный и  единственно возможный тип  взаимодействия между человеческой  личностью и социальным целым. Сам по себе мир не имеет ни смысла, ни  истины. Путь к решению проблемы человеческого существования — полная и ясная отдача себе отчета в конечности и бессмысленности жизни. Сизифов труд бессмыслен, но не бесполезен: он открывает  истину самому Сизифу («Миф о  Сизифе», 1942). Только в последние минуты жизни Мерсо —  «посторонний» в равнодушном и  насквозь пропитанном фальшью обществе открывает для себя свободу и счастье  («Посторонний», 1942). Здесь абсурд как бы раскрывает самое себя, не  заставляя человека активно  противостоять своей власти. Иная  ситуация в романе «Чума» (1947), где абсурд обретает черты  конкретного зла, причиняемого  человеку: это свирепая болезнь,  убивающая всех без разбора. Она  появляется, когда ей  заблагорассудится, и исчезает безо всяких причин. Победить чуму  невозможно, бороться с ней  бессмысленно. Но бессмысленна ли сама борьба? На этот вопрос Камю отвечает однозначно: только  солидарность людей,  поднявшихся на борьбу со злом, дает нам возможность оставаться  людьми в мире, где властвует чума. Наконец, в «Бунтующем  человеке» (1951) основа борьбы с  бессмысленным и слепым мировым злом получает четкое определение: это — бунт. Перефразируя  Декарта, Камю провозглашает  принцип: «Я бунтую, а следовательно, мы существуем». Бунт есть  активное отрицание абсурда и зла. Камю различает три типа бунта:  метафизический, исторический,  художественный. Первый есть, в сущности, борьба с абсурдом абсурдными  методами. Второй — рациональный (или иррациональный) поединок с определенными историческими воплощениями абсурда —  приводит, как правило, к еще большему злу и бессмыслице. Единственный тип бунта, в котором можно найти нечто, способное служить  гуманистическим целям, — это  художественный бунт. Искусство — не  оружие, оно призвано лишь внести  посредством совершенных  художественный творений предельную  ясность в понимание человеком смысла своего существования в  мире. Гуманизм Камю отнюдь не  ставит своей целью достижение  человечеством довольства и сытости. Абсурд вечен, зло вечно, человек изначально и навсегда несвободен. Ясно, предельно и до конца  осознающей все это личности дано право находиться в стремлении к красоте и свободе — по-видимому,  недостижимым, но дающим человеку надежду и возможность остаться самим собой.

Рекомендуем прочитать