Юм

ЮМ Дэйвид(1711—1776)  —английский философ, историк,  экономист, автор публицистических  работ. Представитель  субъективно-идеалистической традиции в  философии Нового времени;  сформулировал основные принципы  агностицизма. Главное сочинение — «Трактат о человеческой природе» (1739—1740). С 1763 по 1766 гг.  находился на дипломатической службе в Париже. Известность получил  благодаря «Эссе» (1741), где  затрагивались социально-политические,  моральные, эстетические, а также  экономические вопросы. Юм поставил проблему объективности  причинно-следственных связей, указывая на такую ее трудность, как  недоказуемость. Действительно, следствие не содержится «внутри» причины ни физически, ни логически. Оно невыводимо из нее и на нее не  похоже. Здесь, по существу, затронут важный вопрос о статусе категорий или всеобщих понятий, —  выводимы ли они из опыта? Юм считает, что нет. Психологический  механизм, вызывающий убеждение  людей в объективном характере  причинности, основан, по Юму, на том, что событие В, смежное в пространстве с событием А,  регулярно появляется во времени  после события А. Эти факты  принимаются за доказательство того, что данное явление В — это  следствие, порожденное причиной А. Это перерастает в ассоциацию ожидания, а затем — в веру, что появление А влечет за собой  неизбежное появление В. Таким  образом, в основе механизма  причинности лежат не объективные моменты взаимосвязи  действительности, а вера как  психологический фактор. Юм, используя критику Беркли понятия  материальной субстанции, выступает с критикой понятия «духовной  субстанции». Он утверждает, что личность есть связка, пучок  следующих друг за другом  различных восприятий. Тем самым Юм предвосхищает такую идею  современной психологии, как идею «фокуса сознания». При этом,  однако, он отрицает целостную, субстанциальную природу «Я». Юм оставлял теоретически неразрешимым вопрос о  существовании материальных объектов,  вызывающих наши впечатления, вне  зависимости от человеческого  сознания. Первичными восприятиями Юм считал непосредственные  впечатления внешнего опыта  (ощущения), а вторичными — впечатления внутреннего опыта (аффекты,  желания) и чувственные образы памяти («идеи»). Проблемой теории  познания Юма является не проблема  познавательного соотношения  субъекта и материального объекта, а  проблема зависимости простых идей (чувственных образов памяти) от внешних впечатлений. Сложные же идеи образуются путем ассоциации простых идей друг с другом. В  основе этики Юма лежит концепция  неизменности человеческой природы. Человек, находясь в постоянном плену ассоциаций, неизбежно  ошибается. Поэтому образование не  может принести нам знания, но лишь привычки. В моральной сфере люди должны следовать  альтруистическим требованиям «общего блага», которые он противопоставлял  индивидуализму. Ему противостоит и чувство общечеловеческой  «симпатии». В сфере социологии Юм был противником идеи «власти от Бога», но не разделял и теории  общественного договора. Он полагал, что  общество возникает из разрастания  семей, а политическая власть — на  основе института вождей. Насколько законна данная власть в обществе, зависит от продолжительности правления и от соблюдения  принципа частной собственности,  который Юм считал чрезвычайно важным.

Рекомендуем прочитать