Язык

ЯЗЫК (естественный) — система знаков, имеющих значения. Язык выполняет функции:  информативную, коммуникативную,  аккумулятивную. Язык — способ  существования сознания и общения человека посредством членораздельных  голосовых звуков (а также дополняющих их и отчасти замещающих  движений лица и тела, письменных знаков и т. п.), наделенных жизненно  значимой совокупностью смыслов. В  языке звуки и их сочетания закреплены за определенными явлениями  внутренней (психической) или внешней (материальной или идеальной)  действительности таким образом, что вместе создают целостную,  упорядоченную и одновременно  подвижную, открытую изменениям  языковую картину мира, точнее — его словесное измерение, в котором  люди живут и которому принадлежат. Хайдеггер называет язык домом  бытия, Гадамер — местом встречи  человека с миром. Владение словом относится к сущностным чертам  человека и неразрывно связано с его разумностью, социальностью,  моральностью, творческой силой, — универсальностью. С помощью категорий языка (часть речи, член предложения, время, залог,  спряжение, склонение, род, число и т. д.) выделяются классы явлений (вещи, свойства, состояния,  отношения, длительность, действия, субъект и объект активности и прочее) и составляющие их  единицы. Фундаментальна  способность языка фиксировать и  связывать между собой реалии и  представления различной степени конкретности и обобщенности — от указания на непосредственно данный чувствам предмет до  предельно широкого понятия,  вобравшего в себя результаты  многократного абстрагирования. Это дает возможность относиться к конкретно-ситуативному с точки зрения идеального, т.е.  осмысленно, кроме того, строить  представления в виде образа,  метафоры, аллегории, символа.  Интонационная насыщенность  голосового звука делает его мощным  средством воздействия на внутренний настрой и поведение человека. Передача в словах чувства, эмоциональной оценки,  волеизъявления, повеления (запрета или  побуждения), сопряженных с общими смыслами и отражением текущего момента, — сущностным образом характеризует человеческое  общение, взаимосогласованность  деятельности, более того — идеальный, духовный строй культуры,  сохраняемый языком. Ведущая роль в  становлении индивида принадлежит общению, оно переходит в общение с собой (так, внешняя речь  претворяется во внутреннюю) и  определяет в значительной мере  формирование и деятельность восприятия, мышления, воображения, воли, чувств, памяти — сознания и самосознания, умения управлять  своими намерениями и поведением.  Существуют и внеязыковые  компоненты этих способностей, даже  несловесное мышление, однако, по  выражению Потебни, умение мыслить по-человечески, но без слов, дается только словом. Диалогизм, как  показал Бахтин, глубоко укоренен в  сознании и культуре. Свойство языка нести обобщенно-ценностное  содержание и выражать в слове  разнообразные движения души, вплоть до неосознаваемых, делает его  необходимой составной нравственной,  религиозной, познавательной, эстетико-художественной воспитательной и других областей собственно  человеческой деятельности.  Современная лингвистическая философия и герменевтика изучают язык в этом качестве. Каждая общность людей и сфера жизни имеют свои  языковые особенности, свои правила словоупотребления, свои  «языковые игры» (Витгенштейн).  Национальный язык, считал  Гумбольдт, есть дух народа. Язык  обладает качествами системности и знаковости. Он может быть  рассмотрен семиотикой (наукой о знаках) со стороны семантики: в отношении между означающим и означаемым (звуковой  оболочкой, понятием и предметной  отнесенностью); синтактики: в  отношении между знаками;  прагматики: в отношении адресант  (сообщающий) — адресат (кому  направляется сообщение) —  предмет сообщения (о чем  сообщается). Но слово гораздо больше, чем знак, оно не просто  выразительно, но и обладает  самостоятельным содержанием и действенной силой, например в молитве,  клятве, повелении, договоре, ласке, стихе, порицании или похвале. В этом аспекте представляет язык современная теория речевых  актов. Распространенное  определение языка как своего рода  знаковой системы, восходящее к  рационалистическим трактовкам  языка в античности (Аристотель,  стоики), развитым философами XVII в. и поддержанным  структурной лингвистикой XX в. (де Соссюр), существенно обедняет его понимание. В языке выделяют речь — язык в действии, в  ситуации общения, в первую очередь,— устного, во вторую —  письменного. Жизнь языка основана на  повседневном говорении, выражение «мертвый» по отношению к языку, вышедшему из обыденного  употребления, очень точно.  Естественный язык — универсальный, в  частности, он способен дать описание себя самого, действуя как метаязык.

Рекомендуем прочитать