Ясперс

ЯСПЕРС Карл (1883 — 1969) — немецкий философ и  психиатр, один из основателей  экзистенциализма. Первые работы его посвящены психопатологии,  однако впоследствии сфера его  интересов полностью переходит в область философии. Исходным пунктом рефлексии Ясперса  служит тезис о непознаваемости  человеческого бытия методами как позитивистской, так и  спекулятивно-идеалистической доктрин. И та, и другая подразумевают  бытие как объект познания, что  противоречит самой его природе:  бытие не может быть  объективировано. Подлинное бытие есть  экзистенция, единственным способом как-то охарактеризовать которую является экзистенциальное  прояснение — никоим образом не «познание», а лишь «апелляция к возможности». В этом пункте  Ясперс расходится с Хайдеггером, который, при всех оговорках, все же пытается дать систему  экзистенциальной философии. По Ясперсу, такой системы нет и быть не может. Строго говоря,  экзистенциальная философия — не философия, а «философствование», бесконечное «приближение к прояснению». Как же в  философствовании Ясперса проясняется  экзистенция? Человеческое бытие имеет две стороны: 1) объективированное «бытие-в-мире», философствование в пределах которого есть «ориентация-в-мире»; 2) высвечивающееся в пограничных (экстремальных)  ситуациях подлинное бытие  (экзистенция). Экзистенция есть свобода,  самость человека. Она противостоит «лишенной мотивов  неудовлетворенности существованием»,  выражением ее служат безмотивные же решения и поступки. На первый взгляд, понимание Ясперсом  свободы подразумевает произвол. Однако мыслителю чужда  индивидуалистическая позиция. «Моя» экзистенция всегда соотнесена с «другими»  посредством экзистенциальной  коммуникации — подлинного общения, в котором люди «не играют  ролей», навязываемых обществом. Во-вторых, экзистенция соотнесена с трансценденцией —  «объемлющим», которое включает в себя как мир, так и Бога, и является  абсолютным пределом человеческого бытия и мышления. Подлинность  объемлющего дает знать о себе  посредством «шифров», возникающих и  прочитываемых в акте веры. Это  философская, а не религиозная вера. Последняя обращает «шифры» в «символы» и, таким образом, объективирует их. Философская вера оставляет шифры  нетронутыми и лишь высвечивает их  подлинность, объединяет с ними, приближает к прояснению.  Важнейшая мысль Ясперса —  возможность подлинного общения людей, экзистенциальной  коммуникации между ними независимо от исторических, социальных и культурных корней. Она  обосновывается идеей «осевого  времени» истории (VIII—II вв. до н. э.), времени расцвета античной и  восточной культур, определившего на вечные времена  общечеловеческие ценности и нормы. На  основании этих норм, считает Ясперс, в истории действует идея  единства, однако полное объединение  человечества никогда не будет  завершено. Подлинное, глубочайшее единство достигает в  философствовании Ясперса высот  непознаваемого, и человеческой  экзистенции остается лишь подыскивать новые «шифры» для  приближения к его пониманию.

Рекомендуем прочитать