Историческое и логическое

ИСТОРИЧЕСКОЕ И  ЛОГИЧЕСКОЕ — понятия теоретической философии. Впервые в истории  философии к взаимоотношениям  исторического и логического обратился Аристотель, у которого  историческое и логическое выступали как проблема соотношения разума и чувственного восприятия. К  проблеме взаимоотношений исторического и логического обращались также Г. В. Гегель, К. Маркс, А. Грамши, неопозитивисты и многие другие. В отечественной философской литературе по проблеме  взаимоотношений исторического и  логического сформулированы следующие положения. Если рассматривать  историческое и логическое в  онтологическом аспекте, то историческое выступает как процесс становления и развития объекта, а логическое — как логика развития объекта и как результат исторического  развития, движения мысли;  теоретическое воспроизведение объекта в развитом состоянии. При этом складывающееся единство  исторического и логического  выступает как диалектическое, а не просто как совпадение.  Историческое и логическое  сосуществуют одновременно,-и предполагая, и отрицая друг друга. Существует также и  гносеологический аспект рассмотрения исторического и логического,  когда последние рассматриваются как два метода научного  познания. Исторический метод  познания заключается в  воспроизведении той последовательности, в которой определенные формы предмета играли решающую роль в процессе развития и, кроме  того, показывает переходы от одной формы к другой. В самом  историческом выделяют две  взаимосвязанные стороны: первая состоит в исследовании процесса в его  общем виде, рассматриваются  самые общие закономерности, при абстрагировании от конкретных форм проявлений; вторая сторона связана с анализом  специфических особенностей предмета на отдельных этапах развития и так называемых «случайностей». При логическом исследовании предмет изучается тогда, когда система отношений  сформировалась, и ее элементы находятся во внутреннем единстве с другими  элементами, при этом исследование объекта производится как бы в  статике, в качестве устойчивого  явления. Но и в самом логическом  можно выделить два этапа:  возникновение логического, когда только  происходит складывание структуры предмета, но уже налицо  определенная качественная целостность, и собственно логическое: предмет полностью сформировался,  сложилась необходимая структура, и  дальнейшее развитие ведет уже к  качественному изменению, переходу в другую целостность. Соотношение исторического и логического можно рассматривать и как соотношение результатов процесса познания с историческим развитием самого познания. Так, любая наука, в широком смысле слова, представляет собой  суммарное единство исторического и  логического, если под историческим понимать наиболее  гипотетическое, проблематичное или  нормативное, конкретное знание, а под логическим — твердое ядро науки, образованное абстрагированием из совокупной науки и  детерминированного элементом истинного, формирующегося по ходу  прогресса познания. Связь исторического и  логического обнаруживается и в том, что в процессе развития объекта  исследования неизбежны скачки,  переходы к новому качеству. Чисто  логическим путем невозможно при этом из начальной категории  вывести последующие,  действительность же дает  конкретно-исторический материал, что делает возможным и необходимым  переход к новому уровню в анализе. Взаимосвязь исторического и логического обусловливается тем, что логически развитый предмет сохраняет в себе в  снятом виде свою историю. Это  объясняется тем, что, развиваясь, данная система воспроизводит не все элементы и процессы, а лишь те, которые необходимы для нее, поэтому наиболее развитое  состояние системы дает более  четкое представление о ней. К тому же по мере развития возрастает или падает реальная значимость определенных явлений и  процессов, появляется возможность  более точно установить тенденции развития, которые на ранних  ступенях функционирования  системы еще только формировались. Поэтому диалектика  исторического и логического также  связана и с количественной и  качественной определенностью  предмета, и пока предмет не созрел,  некоторые его стороны будут  осознаны не с качественной, а  преимущественно с количественной стороны. Диалектика  исторического и логического состоит в своеобразном перевертывании  исторически предшествующего в  последующее и обратно, условия — в обусловленное, следствия — в  причину, сложного — в простое и  обратно и т. д., и принцип конкретного  историзма обязывает объективно  установить тот пункт, в котором  начинается действительная история  рассматриваемого предмета. Аналогом исторического и  логического могут выступать генезис и структура, общее и особенное, целое и часть, форма и содержание и т. д.

Рекомендуем прочитать