Истина

ИСТИНА — адекватное  отражение объективной реальности  познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он  существует вне и независимо от  сознания. «Адекватность» (или  «верность» отражения) означает, что сам результат познания есть  отображение, причинно-обусловленное  отображаемым, и что оно находится в отношении изоморфизма или  гомоморфизма по отношению к  отображаемому. Истина имеет  субъективную и объективную стороны.  Субъективность ее означает, что она  находится в человеке, в его сознании и степень ее раскрытия зависит от уровня развития самого человека. Истина объективна же в том  отношении, что в ней фиксируется  содержание, относящееся к  объективным предметам, существующим  независимо от сознания. Истина имеет также аспекты. 1. Аспект бытийственный (он же составляет объективную ее сторону). П. А. Флоренский  отмечал: «Наше русское слово  «истина»... сближается с глаголом «есть» (истина — естина). Так что «истина, согласно русскому о ней разумению, закрепила в себе понятие абсолютной реальности: истина — «сущее»,  подлинно-существующее, в отличие от  мнимого, не действительного...  Русский язык отмечает в слове  «истина» онтологический момент этой идеи» («Столп и  утверждение истины». Т. 1.4. 1. М., 1990. С. 15—16). 2. Аспект аксиологический.  Истина тесно связана с понятиями «правда», «справедливость», «правота», «добро». 3. Аспект праксеологический. Истина созидательна, будучи компонентом практики и  выступая программой организации практического действия  человека. Следствием объективной  содержательности истины является ее независимость не только от  индивида, но и от социальной  группы, класса, а также от времени. Истина надклассова, внеклассова, надысторична. В то же время объективность истины  обусловливает ее конкретность.  Конкретность истины — это зависимость истины от связей и взаимодействий, присущих тем или иным  явлениям, от условий, места и времени, в которых они развиваются.  Абстрактной истины нет, объективная  истина всегда конкретна.  Вышеприведенное определение истины, в  которое включено понятие «предмет», может дать повод для ее трактовки как связанной только с  вещественно-субстратным объектом. Однако отражаться адекватно в сознании  человека может также и духовное  состояние другого индивида,  положения религии, теории и методы  физики, биологии и т. п., т.е. феномены, не являющиеся  вещественно-субстратными. В этих случаях мы  будем иметь не предметную истину, а экзистенциальную или  концептуальную, или операциональную, или прагматическую и иные формы  истины. При введении понятий  «субъект» и «объект» само определение истины будет более строгим,  охватывающим множество форм истины (помимо предметной истины).  Истина — это соответствие субъектных представлений объекту  (реальности). К формам истины относятся также абсолютная и относительная истины, истины научные,  обыденные и др.

Рекомендуем прочитать