Информационное общество

ИНФОРМАЦИОННОЕ  ОБЩЕСТВО — характеристика стадии общественного развития, на которой решающее значение приобретает информация.  Отношения по поводу получения,  распределения и распространения информации во многом  определяют социальную структуру,  разделение властных функций и  общественную динамику. Изобретение термина «информационное  общество» приписывается Ю.Хаяши, профессору Токийского  технологического института.  Контуры информационного общества были очерчены в докладах,  подготовленных в 60-е гг. XX в.  рядом японских  правительственных комитетов и научных  учреждений. В 80-е гг. концепция  информационного общества  становится разновидностью теории постиндустриализма, развиваемой прежде всего американскими  авторами (Д. Белл, 3. Бжезинский, О.Тоффлер и др.). Предполагается, что в информационном обществе процесс компьютеризации дает  людям доступ к надежным источникам информации, избавляет от рутинной работы, обеспечивает высокий  уровень автоматизации производства. Вместе с тем изменяется  содержание производства, повышается  «информационная емкость» продукта, что означает увеличение доли в его стоимости инноваций, дизайна и маркетинга. В экономике темпы  роста информационного сектора  опережают традиционные отрасли  производства, а в перспективе он  становится доминирующим; информация и знание выступают как  стратегический ресурс, отличительной  особенностью которого является его  неисчерпаемость; общественные классы заменяются социально  недифференцированными «информационными сообществами». С новым  информационным порядком связывают как надежды на расширение  демократии, свободы решений и равенства возможностей, так и опасения  установления тотального контроля за информацией, подавления стран,  отставших в  информационно-технологической гонке,  странами-лидерами, угрозы информационной  безопасности индивида и нации.

Рекомендуем прочитать