Индустриальное общество

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ  ОБЩЕСТВО — понятие, введенное в  философию А. Сен-Симоном для  определения социальной системы, в которой основным видом  хозяйственной деятельности является промышленное производство. Основателями теории  индустриального общества считают также О.Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма. Современная теория  индустриального общества  оформляется в середине XX в. (Р. Дарендорф, Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл). Она говорит о том, что индустриальное общество  приходит на смену традиционному обществу и что такая смена  представляет собой всеобщую форму социального прогресса. Теория культурно-исторических типов настаивает на уникальности  развития национальных и  региональных культур (Н. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби).  Теоретики индустриального общества полагают, что можно построить универсальную модель истории общества. Прообразом этой  модели служит для них западное  общество, поэтому их упрекают в европоцентризме, американизме, в том, что они недооценивают возможность различных типов исторического развития. По их мнению, индустриальным  общество становится в XIX в. в  Западной Европе и Америке. Его  основные признаки: машинное  производство, рациональная  (технологически целесообразная,  экономически выгодная) организация общественного труда,  свободный рынок, государственная  система, обеспечивающая единство  гражданских прав, равенство  возможностей, в том числе для образования и социального продвижения.  Классовые конфликты характеризуют  раннюю стадию индустриального  общества (капитализм периода  свободной конкуренции), но по мере достижения зрелости в нем  начинают преобладать отношения  сотрудничества (по Э. Дюркгейму,  органическая, а не механическая  солидарность), регулируемые с помощью соглашений и договоров. Зрелое  индустриальное общество западные социологи стали рассматривать в  середине нашего столетия как «новое индустриальное общество». Его теорию начал разрабатывать  американский экономист Д. Гэлбрейт. Он считал, что это общество,  пережившее революцию (значительное  общее повышение) в доходах,  сформировавшее новый наиболее  многочисленный средний класс  квалифицированных работников, а главное — обеспечивающее высокий  уровень массового потребления  (отсюда понятия «массового общества», «общества потребления»). Для  нового индустриального общества  характерно разделение собственности и управления, которое переходит к инженерам и менеджерам. Этому посвящены теории  технократической революции и революции  менеджеров, например теория  «властвующей элиты» американского социолога Ч. Миллса. Их суть в том, что политику государства во все большей мере определяют специалисты, владеющие  научным знанием законов  технологического развития и методов  управления производством. Теории социальной мобильности  (термин П.Сорокина) представляют индустриальное общество как  систему, открытую для  перемещения людей из одной социальной группы в другую с большим или меньшим социальным статусом. Разрабатывая  институциональную теорию демократизации  (теорию «социальной инженерии»), английский философ К.Поппер определяет индустриальное  общество как открытое общество (в нем доминируют рациональное мышление, критицизм,  индивидуализм) в противоположность закрытым, к которым он относит доиндустриальные, а также  тоталитарные (их отличают  догматизм, подчинение авторитету, коллективизм). Различны  модернизации теории. Общее в них то, что они характеризуют  индустриальное общество как систему, прогрессирующую в  направлении к постиндустриальному  обществу. Модернизация, по  мнению ряда социологов, ведет к  конвергенции, ко все большему  единообразию в строении, функционировании и развитии между  индустриальными обществами.

Рекомендуем прочитать