Индукция

ИНДУКЦИЯ (лат. inductio —  наведение) — вид умозаключения и метод исследования, суть которого в восхождении познания от частных, единичных фактов к обобщениям все более высокого порядка. Уже Сократ пользовался индуктивным методом для построения понятий. Его описание дал Аристотель. Был знаком и средневековой схоластике, хотя в ней имел крайне  ограниченное значение; при становлении  науки Нового времени его апологетами были Г.Галилей и И.Ньютон; но статус универсального научного  метода индукция получила в  работах Ф. Бэкона, положившего ее в основание опытного,  эмпирического познания; Дж. С. Милль разработал индуктивную логику как общую методологию наук. Различают несколько видов  индукции. Полная индукция, когда обобщение делается на основе анализа всех объектов данного класса. Такая индукция возможна только при ограниченном,  обозримом количестве объектов, что бывает нечасто, поэтому она  имеет узкий спектр приложения.  Чаще всего приходится иметь дело с неполной индукцией, когда на  основе анализа определенного  числа фактов дается общий вывод  относительно всего, класса  объектов. Неполную индукцию  называют научной, если она не только формально (на основе сходства), но и реально обосновывает  неслучайность наблюдаемой  регулярности, т.е. указывает  причины, закономерности, ее  порождающие. В основе индуктивного умозаключения лежит метод  аналогий: то есть полагают, что если в n-количествах объектов,  ситуаций появился определенный  признак, свойство, состояние,  параметр и т. п., то в п+1 случае при сходных условиях появится этот же признак. В психологии  предвосхищение, базирующееся на индуктивном обобщении,  называется экстраполяцией, переносом. Экстраполяция присуща  многим животным, в том числе и  птицам. Индуктивное обобщение  называют иногда эмпирическим. Одной из моделей-иллюстраций  индуктивного умозаключения служит так  называемая «фотография Гальтона». Для того чтобы сформулировать  понятие «человек», берут фотографии различных людей и накладывают друг на друга. Несущественные признаки ретушируются, а  существенные, наоборот, утрируются.  Аналогично мыслится и формирование эмпирических обобщений. Однако сама эта модель указывает на  ограничения в использовании  индуктивного метода. Представим, что  необходимо сформулировать понятие «красота». Возьмем фотографию красивой женщины и фотографию красивой, допустим, лошади.  Наложим их друг на друга. Но вряд ли в результате этой операции мы  получим «красоту» вообще. Более того, мы вначале должны иметь понятие «красоты», чтобы определить, какой предмет красив, а какой нет.  Многочисленные критики (а среди них и Платон, и Августин, Декарт, Кант, Поппер) индуктивного метода как универсального доказывают, что  далеко не все общие понятия можно вывести, дедуцировать из опыта. Поэтому индуктивный метод  должен быть дополнен дедуктивным.

Рекомендуем прочитать