Инь и ян

ИНЬ И ЯН — основные  понятия древнекитайской  натурфилософии; использовались и  другими философскими школами.  Являлись основой китайского  мировоззрения в целом. Впервые  упоминаются в книге И Цзин. Инь и ян — два полярных первоначала: темное и светлое, женское и  мужское, пассивное и активное.  Первоначально инь означало  теневой, северный склон горы.  Впоследствии стало символом  женского начала, севера, тьмы, смерти, земли, луны, четных чисел. А ян — мужское начало, юг, свет, жизнь, небо, солнце, нечетные числа. Весь процесс мироздания и бытия рассматривается как  результат взаимодействия, но не противоборства инь и ян, которые стремятся друг к другу- Человек возникает после того, как  изначальный эфир делится на два  начала: инь и ян, свет и тьму. Он призван преодолеть эту расколотость, так как объединяет в себе темное и светлое, мужское и  женское, активное и пассивное,  твердость и мягкость, покой и  движение, небо и землю. Кульминацией считается слияние неба и земли. Натурфилософы связывали  учение о инь и ян с теорией о взаимопревращениях пяти стихий: воды, огня, дерева, металла и земли.  Пространственные, временные и другие характеристики соединяются в группы по пять, которые  соответствуют определенным элементам.  Таким образом, весь мир пребывает в гармонии, а нарушение в одной группе приводит к общей  дисгармонии. Элементы сменяются согласно своему характеру, который  определяется силой. При помощи  последней преодолевается сопротивление друг друга. Первый элемент —  земля. Дерево побеждает землю.  Дерево побеждается металлом. Огонь  побеждает металл. Вода побеждает огонь. А земля побеждает воду.  Порядок преодоления отражает  процесс использования человеком.  Графически инь —ян изображены в  виде двух вписанных в круг запятых.

Рекомендуем прочитать