Ильин Иван Александрович

ИЛЬИН Иван Александрович (1882—1954) — философ, теоретик и историк религии и культуры,  публицист, политический мыслитель. Учился на юридическом факультете Московского университета, изучая основы права под руководством П. И. Новгородцева и Е. Н.  Трубецкого. С 1909 г. читал на  Высших женских юридических  курсах историю философии права и вел семинары по общей  методологии юридических наук. В 1910 — 1912 m находился в научной командировке в Германии и Франции. С 1912 г. —  приват-доцент, с 1918 г. — профессор  Московского университета. Резкая критика большевизма в  публичных выступлениях, лекциях,  брошюрах послужила причиной его неоднократных арестов. В  сентябре 1922 г. философ был  арестован в шестой раз и приговорен к смертной казни, которая была заменена высылкой из России. С 1923 по 1934 гг. Ильин  преподавал в Русском научном институте в Берлине. В 1924 г. избран  членом-корреспондентом  Славянского института при Лондонском университете. В 1927—1930 гг. — редактор и издатель журнала «Русский колокол. Журнал  волевой идеи». В 1934 г. после  прихода в Германии к власти нацистов лишен права преподавать и  публиковаться. Ввиду угрозы ареста и заключения в концлагерь в 1938 г. выехал в Швейцарию, где сотрудничал с Русским  Христианским Движением.  Многочисленные очерки и статьи этого  периода составили впоследствии сборник «Наши задачи». Последние годы — в пригороде Цюриха в Цолликоне. Впервые выдвинулся  оригинальной и новой трактовкой учения  Гегеля. Система Гегеля  интерпретируется Ильиным как своеобразный  перевод опыта религиозного  постижения мира и человека на язык  философии. Впоследствии преодолевает влияние Гегеля и Гуссерля и создает собственную оригинальную  онтологическую и гносеологическую  концепцию. В 1916—1920 гг.  происходит изменение в интересах Ильина. Он обращается к проблемам России, ее истории, поискам путей  социального и духовного возрождения  родины. Критикуя практику  философского системопостроения, философ «волевой идеи» вырабатывает  весьма строгий и определенный стиль философского размышления,  который может служить основанием для конкретных политических выводов. Обосновывает  консервативно-утопическую модель будущей  российской государственности, которую он видит как восстановление  монархического строя, более органичного русскому народу, чем республика («О монархии и республике»).  Наряду с интересом к философии  политики, проблемам государства и  права, рассматривает вопросы  антропологии и познания. Последнее  анализируется им в контексте культуры. При этом основной порок  современной ему культуры и современного человека Ильин видит в «расколото сти», в противопоставлении ума — сердцу, разума — чувству. Путь преодоления расколотости в том, чтобы восстановить в правах опыт как интуицию, как  сердечное созерцание. Наибольший отклик получила работа «О сопротивлении злу  силою», в которой Ильин  аргументированно критикует учение Л.Н.Толстого о непротивлении.

Рекомендуем прочитать