Идеализм

ИДЕАЛИЗМ (от греч. idea — идея) — направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего. Идеализм является философским антиподом натурализма, материализма и  реализма. Термин «идеалист» впервые был использован Лейбницем в 1702 г., который  противопоставил «величайшего идеалиста» Платона «величайшему  материалисту» Эпикуру. Однако  исторически первым идеалистическим учением следует признать  пифагореизм, считавший  первоосновой вещей бестелесные начала: число, предел и беспредельное. Платон, испытавший влияние  пифагореизма, создал классический образец идеализма. В его учении чувственно постигаемый мир  вещей и людей объявляется  производным в качественном и  генетическом отношении от  умопостигаемых идей — бестелесных  образцов вещей, вечных,  неизменных и совершенных, которые, по Платону, существуют более  реально, чем бренные, изменчивые вещи. Еще более  последовательная и систематическая форма идеалистической философии  была представлена неоплатониками. У них вещи, тела, материя  рассматривались как  деградировавшая до единичного,  индивидуального мертвеющая периферия  духовного бытия, истекающего из бестелесного абсолюта —  Единого. Платонизм являет собой  разновидность идеализма,  впоследствии получившего название  объективного (Гегель). Объективный идеализм признает реальное  существование вещей вне сознания  человека и наделяет объективным  бытием духовное; оно субстанциально (существенно), а потому и более  реально, чем телесное. Духовное в  человеке (мысли, образы, понятия) есть присутствие (или проявление) объективированного духовного вне человека, поэтому формы  человеческого мышления тождественны формам бытия (панлогизм).  Истина, добро, прекрасное и т.д., таким образом, объективны. Ввиду своей близости к религии объективный идеализм безраздельно  господствовал в философии Средневековья. Объективный идеализм получил также широкое распространение в XIX—начале XX вв. под именем  абсолютного идеализма (Шеллинг,  Гегель) и неогегельянства (Грин, Бред ли, Бозанкет, Ройс, Джентиле, Кроче и др.). В XVIII в. в философии  Беркли и Юма оформляется идеализм субъективный, и в силу  исторического стечения обстоятельств  первоначально (до XIX в.) словом  «идеализм» именовали берклианство.  Выдвинутое Беркли кредо  субъективного идеализма гласит:  «существовать — значит быть в восприятии». Субъективный идеализм, таким  образом, занимает  антиреалистическую позицию, сомневается в  существовании чего-либо (как вещей, так и бестелесных идей, духов и т. п.) вне сферы опыта. Бытие в  субъективном идеализме совпадает с  опытом, являющимся единственной реальностью. Теоретически  возможна (но в чистом виде в  истории философии не встречалась) также крайняя форма  субъективного идеализма — солипсизм,  который ограничивает бытие  сознанием познающего субъекта.  Наиболее близко к солипсизму  подошла имманентная школа (Шуппе, Шуберт-Зольдерн). На практике субъективный идеализм  объявляет вопрос о существовании вещей вне опыта «лишенным смысла». Субъективный идеализм получил наибольшее распространение во второй половине XIX—в первой половине XX вв. (прагматизм, эмпириокритицизм, махизм,  неопозитивизм). В зарубежной  литературе также нередко встречается кантианская классификация  идеализма, который идеализм  Беркли называл «догматическим», а философию Декарта —  «проблематическим» идеализмом,  приписывая последнему сомнения в  существовании вещей в  пространстве. Свою же собственную  философию Кант именовал  «трансцендентальным» идеализмом.

Рекомендуем прочитать