Ибн-сина

ИБН-СИНА (Авиценна) (980— 1037) — таджикский философ, врач и ученый. Жил в Бухаре и Иране. Образование получил у лучших учителей того времени. К десяти  годам знал наизусть Коран, овладел грамматикой арабского языка,  математикой, изучал логику и физику. Главное его философское  произведение — «Книга исцеления». Она состоит из восемнадцати томов,  которые составляют четыре отдела: логику, физику, математику и  метафизику. Ибн-Сина рассматривал вопросы соотношения материи и формы, познаваемости мира;  проблем универсалий; метафизики; проблем Бога и мира; вопросы  психологии и этики. Как и Аристотель, Ибн-Сина теорию материи и формы считает методологической основой обобщений и естественнонаучных классификаций. Форма определяет принадлежность вещей к  определенному роду. Индивидуальность вещи определяется  соответствующей мерой материи. Форма и  материя существуют в единстве и  составляют противоположные  необходимые стороны всех вещей. Единство и сочетание формы и материи образуют субстанцию. Ибн-Сина утвердительно  отвечает на вопрос о познаваемости  мира. Благодаря логике  раскрывается: как непознанное становится познанным. Именно логика  показывает , что «всякое знание,  которое не взвешено на весах  (разума), не является истинным  знанием». Универсалии (общие  понятия), как считает Ибн-Сина,  существуют в уме человека. Они  извлечены из единичных вещей в процессе абстрагирования. Но они могут существовать и «в  вещах», и «до вещей». Метафизика у Ибн-Сины — это учение о бытии. По его мнению, существует четыре рода бытия, изученные метафизикой: 1)  объекты, полностью лишенные  телесности — чисто духовные  существа и Бог; 2) менее духовные объекты, имеющие некоторые  отношения к материи (небесные сферы с оживляющими и  приводящими их в движение душами); 3) объекты, которые иногда  выступают в единстве с телесностью, а иногда свободны от нее  (субстанция, свойство, необходимость,  возможность); 4) материальные  объекты или понятия, всегда связанные с материей, обладающие физической природой. Божественное бытие у Ибн-Сины называется необходимо сущим, так как сущность и существование в нем совпадают. На другом полюсе бытия находится бесчисленное множество единичных вещей, существование которых определяется не их  сущностью, а другими единичными  вещами. Создание мира Богом было  необходимо для того, чтобы человек мог познавать мир, а через него и Бога — абсолютно необходимое бытие. Ибн-Сина, как и Аристотель,  выделяет три вида души:  растительную, животную, разумную.  Последняя присуща человеку. В разумной человеческой душе Ибн-Сина  выделяет умозрительную и  практическую силы. Умозрительная сила представляет собой субстанцию  познавательной деятельности  человека. Практическая сила —  субстанцию общественно-политической, преобразующей деятельности  человека. Ибн-Сина не отрицает  бессмертие души.

Рекомендуем прочитать