Гуссерль

ГУССЕРЛЬ Эдмунд (1859— 1938) — немецкий философ,  родоначальник феноменологии, ученик Брентано. Критикуя современную философию, утверждал, что она еще не существует как наука. Острие критики направлено в адрес  психологизма и историцизма; оба  течения пытаются, по Гуссерлю, обосновать свою якобы  абсолютную ценность на том, что этой ценностью не обладает, — на фактах. Гуссерль разработал  основные положения  феноменологии, единственной дисциплины, способной, на его взгляд, сделать философию строгой и точной  наукой. Феноменология — наука о феноменах. Феномен есть то, что проявляется, поскольку оно  проявляется. Человеческое «Я» и все вещи, окружающие его, есть  феномены. Основа познания — принцип феноменологической редукции ;— заключается в  воздержании (эпохе) от веры в  реальность окружающего мира. Таким образом, мы получаем эйдос  мира, его идеальную ценность. С этой точки зрения редукция  является эйдетической. Поскольку феномен проявляется в сознании и только посредством акта  сознания, т.е. субъективное сознание определяет положение вещей в реальности, редукция является также и трансцендентальной. Вместе с тем сознание не создает объект (Кант), но обладает  объектом как «чем-либо,  проявляющимся во мне, и больше ничем». В двойном — эйдетическом и трансцендентальном —  измерении, феномен, равно как и его яв ленность сознанию, представляет собой нечто абсолютное. Это  сущность вещи, ее бытие.  Осуществляющее редукцию сознание  самодостаточно. Таким образом, по Гуссерлю, нам открывается единственное  абсолютное бытие. Сознание обладает интенцией, направленностью на  объект. Интенцию на объект,  непосредственно и в оригинале данный  сознанию, Гуссерль называет интуицией. Интуиция в феноменологии имеет следующий смысл: видеть все  проявляющееся подлинно проявившимся, и только как проявившееся. Задача философии и есть достижение  очевидности, основанное на  объективной апелляции к интуиции, а не на чьих-либо точках зрения. Для  завершения своей теории он вводит  понятие «конституирования». Сознание есть конституирующий поток.  Формой конституирования является  феноменологическая темпоральность — единство прошлого, будущего и настоящего в одном интенцио нальном акте сознания.  Посредством конституирования в форме темпоральности сознание «Я»  обладает окружающим миром и  самим собой. По мнению Гуссерля, философия и есть высшая  попытка Разума конституировать с  подлинной очевидностью «Я» и то, чем является мир этого «Я». Феноменология Гуссерля  оказала непосредственное влияние на М. Хайдеггера и весь  последующий экзистенциализм, М.Ше лера, Н. Гартмана и др. Основные труды: «Философия как строгая наука», «Кризис европейских  наук и трансцендентальная  феноменология», «Идеи чистой  феноменологии и феноменологической философии», «Логические  исследования».

Рекомендуем прочитать