Гуманизм

ГУМАНИЗМ (от лат. humanus — человеческий, человечный).  Понятие гуманизма появляется в начале XIX в. для обозначения течения  общественной мысли, возникшего в эпоху Возрождения. В узком смысле гуманизм Возрождения  рассматривался как культурная и  педагогическая программа, связанная с  обращением к дисциплинам,  находящимся вне рамок схоластической учености (к риторике,  грамматике, теории поэзии, истории и т. п.). В более широком смысле  гуманизм эпохи Возрождения — это новый способ мышления, связанный с изменением взгляда на место человека в мире, на  границы и возможности его  активности в сфере науки, искусства, морали и политической жизни. Помимо указанного значения, это понятие используется для  характеристики  социально-философских воззрений и  направленности  общественно-политических систем в целом. В этом смысле гуманизм —  мировоззренческий принцип,  признающий человека в качестве высшей ценности. В силу своей широты и неопределенности понятие  гуманизма в конкретных  исторических условиях имело явную или скрытую идеологическую акцен туированность и использовалось либо в качестве аргумента  оправдания реального положения  человека в существующей  социальной системе, либо как знамя борьбы против существующих порядков. Гуманизм  французского Просвещения XVIII в. в форме концепции «естественных прав» человека выступил основой  критики буржуазных порядков.  Гуманистическая идея автономности индивида и личностной  самодетерминированности выражена в кантовском положении о  невозможности отношения к человеку как к «средству». Особая форма  гуманизма — марксистский гуманизм.  Отказавшись от антропологической трактовки человека, марксизм  утверждал потенциальную  универсальность человека, рассматривал «перспективы человека» в  горизонте свободы. Вместе с тем чрезмерно прямолинейная связь  индивидуальных характеристик личности и  социально-исторических условий ее бытия привела к последующей  идеологизации концепции  марксистского гуманизма и апологии  антигуманных проявлений «реального  социализма». Ж.-П. Сартр, предельно заостряя гуманистические мотивы в работах своих предшественников, рассматривает гуманизм как  абсолютную творческую  самодетерминированность человека, не  стесненного внешними социальными  условиями и внутренними  ограничениями. Представители так называемой «экологической этики» считают, что подлинный гуманизм возможен только при рассмотрении  человечества как органического элемента природного и космического целого. В религиозной христианской  философии гуманизм подвергается  критике, рассматривается в качестве  одного из самых больших  заблуждений человечества (Н. Бердяев, Ю. Бохеньский). Гуманизм как  поклонение человека самому себе оказывается в рамках этой  традиции формой  идолопоклонничества, несвободы человека.

Рекомендуем прочитать