Гностицизм

ГНОСТИЦИЗМ  религиозно-философское течение поздней Античности, впоследствии и Средневековья. Возник в I в. на Ближнем Востоке и длительное время выступал соперником  христианства. Гностицизм  представлял собой смесь иудаизма,  зороастризма, египетских и  вавилонских  религиозно-мифологических представлений, который творцы гностицизма I—III вв. (Валентин, Василид, Карпократ, Маркион и др.) представляли как единственно верное учение.  Монистические моменты в  гностицизме, связанные с идеей  эманации (истечения) и содержащие немало пантеистических  элементов, сочетаются в нем с  дуалистическими представлениями о  резкой противоположности между высшим Божественным началом и темной материей. Более всего такого рода дуализм проявляется в человеке, представляющем  собой центральное звено всех  космических процессов: человек есть двойственное существо, у которого высшая неприродная душа помещена в низменную телесную оболочку — свою темницу. Важна также идея гностиков о  трихотомической структуре человека,  составленного из телесности, душевности и духовности. Христианство,  испытав известное влияние гностицизма, затем повело против него  решительную борьбу, ибо гностицизм  пытался сочетать Священное писание с представлениями языческой  мифологии. ГОББС Томас (1588—1679) — английский философ, создатель  системы механического материализма. Главные сочинения: трилогия  «Основы философии», «Левиафан». Гоббс отрицал субстанциональное бытие души. Для теории познания Гоббса характерно сочетание  сенсуализма, номинализма и  конвенционализма. Он считал, что опыт дает лишь вероятное знание.  Достоверные знания человек получает на  рациональном уровне с помощью  знаков, «меток» общих идей. Гоббс рассматривает государство как «искусственное тело»,  происхождение которого определяется не Божественной волей, но  естественными причинами. Гоббс —  сторонник теории общественного  договора. Государство учреждается в целях всеобщего мира и личной  безопасности. Религия выполняет  регулятивные функции в обществе,  религиозный фанатизм препятствует функционированию  государственной машины. Наилучшая форма государственного правления — абсолютная монархия —  воплощение неограниченности  государственной власти. В основе нравственности, по Гоббсу, лежит естественный  закон человеческой природы — стремление к самосохранению. Нравственные ценности носят  относительный характер и  определяются их отношением к благу — предмету желания человека.  Естественный закон  нравственности совпадает с гражданскими добродетелями в идеальном  государстве, поскольку, по мнению Гоббса, величайшим благом для человека является гражданский мир.

Рекомендуем прочитать