Герцен

ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812—1870) — русский  мыслитель, писатель, публицист, один из идейных вдохновителей  революционно-демократического движения в России. Незаконнорожденный сын богатого помещика, Герцен получил хорошее домашнее образование. В 1833 г. окончил  физико-математическое отделение Московского  университета. В студенческие годы  вместе с другом Н. Огаревым он — во главе кружка, в котором увлекаются изучением Шеллинга, Сен-Симона. В 1834 г. за вольнодумство Герцена отправляют в ссылку. Он служит в Перми, потом в Вятке, Владимире. В 1839 г. посещает Москву,  знакомится с Т.Грановским,  М.Бакуниным, В. Белинским, женится. В 1840 г. с семьей приезжает на службу в Петербург. 30-е гг. — это период религиозно-мистических  исканий Герцена, его самоопределения в духе социальных идей, близких этике христианства. В 1841 г. за  неблагонадежность Герцена снова  ссылают служить, теперь в Новгород. Через год он уходит в отставку, поселяется в Москве. В 1847 г. навсегда покидает Россию. 40-е гг. — годы напряженной творческой работы. Появляются философские сочинения  «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы» (1846). В это время он под влиянием  философии Гегеля, которую  оценивает как «алгебру революции»,— выразитель западнического  направления русской общественной мысли, выступающий против славянофилов. Герцен  размышляет о единстве жизни и мысли, опыта и умозрения,  эмпирического и философского знания. Бытие, жизнь он рассматривает как  «деятельную борьбу»  противоположных начал, а философию — как познание, которое должно  опираться на естествознание. В  философии истории — сторонник  такого понимания, согласно  которому социальное развитие — это процесс, не подвластный  никакому предопределению, процесс,  направляемый стремлением людей к самопознанию и «сознательному деянию» во имя свободы. В 1847 г. Герцен в Париже, он — свидетель поражения французской  революции 1848 г. В 1849 г. переезжает в Женеву, затем в Ниццу, а с 1852 г. живет в Лондоне. Здесь он  основал типографию и с 1852 г. издает альманах «Полярная звезда», а в 1857—1867 гг.— газету «Колокол». Их отличает  революционно-демократическая  направленность. В России они запрещены  цензурой. 50—60-е гг. для Герцена — время развития идей «русского  социализма». Он критикует  западноевропейский путь буржуазного  развития и доказывает, что России  уготована иная историческая судьба — двигаться к обществу, зародыши  которого Герцен находит в  крестьянской общине с ее коллективной  собственностью на землю,  уравнительными отношениями,  самоуправлением. Главной силой такого  движения он считает народ, но это —  стихийная сила, поэтому необходимо просвещение народа, его  приобщение к идеям социализма.  Утопические представления Герцена о  социализме стали одним из идейных истоков народнического движения в России. В 1867 г. он завершает  «Былое и думы» — воспоминания о  прожитом и пережитом, над которыми он работал 16 лет. Эти мемуары — не только выдающийся памятник русской художественной  литературы, но и подлинно философское произведение, раскрывающее  историю духовного развития России.

Рекомендуем прочитать