Гераклит эфесский

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (ок. 544—480 гг. до н. э.) —  древнегреческий философ. Гераклит принадлежал к царско-жреческому роду. Еще в древности он был прозван «Темным» за туманность и иносказательность выражения своих мыслей и «Плачущим»,  поскольку, выходя из дома, плакал, жалея людей, дурно живущих и дурно умирающих.  Первопричиной, порождающей все  многообразие явлений, он назвал огонь. У Гераклита можно выделить ход мысли, характерный для многих античных философов. Это —  разделение космоса на два уровня, пласта бытия:  чувственно-конкретный, постижение которого  доступно обывателю, и  умопостигаемый — доступный мудрецу. Чувственно-конкретный мир множественен, изменчив,  преходящ. Он возникает из-за  недостатка огня и погибает от его  избытка, мирового пожара, через определенный период, цикл,  равный 10 800 годам. Становление этого пласта бытия происходит благодаря непрерывному переходу одной противоположности в  другую. В одну и ту же реку нельзя  ступить дважды. У Гераклита есть  также идея о гармонии  противоположностей (термин ввел Аристотель). Эта гармония «единства  противоположностей» есть Бог и  божественное. За чувственно-конкретным пластом бытия лежит, как бы  прячется другой — умопостигаемый, единый в своей основе,  управляемый «Логосом». Логос Гераклита многозначен — это и разумное  слово, и повествование, и довод, и  исчисление, и учение, и соотношение, и т. п. Но Логос можно понять и как «закон» — всеобщую смысловую связь сущего, как принцип порядка и меры. Таким образом, то, что для чувства выступает как огонь, для ума есть Логос. Душа, по  Гераклиту, — это воздух или тонкое  подвижное испарение. В  зависимости от степени удаленности от  влаги, она имеет разные степени  совершенства. Душа пьяницы — влажная, душа мудреца — сухая, наилучшая. В познании Гераклит различает чувственную и  разумную, рациональную ступени.  Чувства не бесполезны, но высшая цель познания — это познание  Логоса, единства космоса. Гераклит аристократ духа, т. к. считает, что «самые достойные...  предпочитают одно: вечную славу смертным вещам», — это те, кто живет  сообразно Логосу.

Рекомендуем прочитать