Фуко

ФУКО Мишель (1926—1984) — французский философ, автор работ «История безумия в классическую эпоху» (1961), «Слова и вещи» (1966), «Археология знания» (1969), «Надзирать и наказывать» (1975) и др., которые послужили  теоретическим источником  постструктурализма. В качестве предпосылок он  постулирует критику метафизики  (понятий истины, субъекта, личности, причинности) и теории знака. В  целом для постструктурализма  характерен глобальный релятивизм, нигилизм и установка на  теоретический хаос: он существует как проблемное поле и способ  мышления, а не как набор истинных постулатов. Задача философского исследования по Фуко —  реконструкция мыслительных  привычек, способов мировосприятия людей разных эпох. Полагая, что вне текста культуры ничего нет, он привлекает к рассмотрению самые разнообразные тексты и все виды социальных практик — «дискурсивные практики»,  проявляющие историческое  культурное бессознательное и  объясняющие социальное поведение.  Историк, однако, всегда имеет дело с формами субъективности  настоящего, он философ  современности, описывающий возможный опыт и создающий онтологию присутствия. Для Фуко  индивидуальное сознание — фикция, так как представленный как  глобальный текст мир производит интертекстуализацию личности,  принуждая ее оперировать эпистемами. Эпистема — это  совокупность научных и культурных  сведений той или иной эпохи,  представленная в речевой практике в виде предписаний и запретов, обусловливающих мышление и поведение людей; это смерть или децентрация субъекта, диктат  интертекста культурной традиции. В традиционном смысле  прогресса нет — есть череда состояний мысли, схем конвенций, так как эпистемы сменяют друг друга  скачкообразно. Фуко констатирует  маргинальное состояние человека в  историко-культурном процессе и видит свою задачу в критике структур,  окружающих человека и  доминирующих благодаря механизмам  массовых стереотипов. Одна из таких структур — власть, она  мифологизирована и дисперсна, рассеяна в знаковых механизмах и закреплена в поведенческих практиках. Фуко  различает постоянные отношения  господства и временные отношения власти. Выявляя дискурсивность власти и знания как результата  борьбы за власть, маргиналы  оспаривают власть, сохраняя ее прозрачность и непостоянство. Необходимо  препятствовать осуществлению власти, противостоять опустошению и  нивелировке, используя «искусство жизни», индивидуальные этики и техники существования. Он создает археологию мысли и герменевтику субъекта, позволяющую проследить традиции интерпретации структур в языке.

Рекомендуем прочитать