Фрейд

ФРЕЙД Зигмунд (1856— 1939) — австрийский психолог и невролог, основатель  психоанализа. К концептуальному ядру  теории Фрейда относятся  концепция психоневроза и учение о  психическом аппарате,  базирующиеся на идее бессознательного.  Бессознательное («Оно»)  представляет собой ту часть психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы (желания) и  вытесненные из сознания идеи. От  сознания бессознательное отгорожено областью предсознательного  (разумное «Я» человека, память, мышление). Оно осуществляет цензуру желаний  бессознательного и представляющих их идей, сообразуясь с реальностью  внешнего мира, сопротивляется их  попыткам проникнуть в сознание. А неразряженные желания,  сохраняющие активность, находят окольные пути проникновения в  сознание. К числу таких путей  относятся сновидения, обмолвки, юмор, а также явления психической  патологии. Другим краеугольным камнем  теории Фрейда явилось учение о  либидо и детской сексуальности. С точки зрения учения о либидо процесс психического развития  человека есть в своей сущности  биологически детерминированный  процесс превращений его сексуального инстинкта. Учение Фрейда, не будучи строго философским, имеет значительный мировоззренческий потенциал. Он связан прежде всего со  специфическим осмыслением человека и  культуры. В основе его лежало  убеждение Фрейда в антагонизме  природного начала в человеке, сексуальных и агрессивных импульсов  бессознательного, с одной стороны, и, с  другой стороны, культуры. Причиной этого антагонизма на внутрипсихическом уровне является культура с ее идеалами, нормами,  требованиями. Культура, по Фрейду, основана на отказе от удовлетворения  желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо. Следствием такого понимания культуры стала романтическая  критика ее. Фрейд приходит к  заключению, что прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины из-за  растущих ограничении для  реализации природных желаний. При объяснении  происхождения и сущности институтов  культуры Фрейд исходил из  убежденности в подобии  индивидуальных и коллективных  психологических закономерностей, а также в одинаковости механизмов  формирования нормальных и  патологических явлений психики. Это позволило ему, усмотрев  сходство между симптомами невроза навязчивости и религиозными обрядами, объявить религию «коллективным неврозом», а  наличие в психике человека  типических форм реагирования (Эдипов комплекс) и коллективных  символов указывает, по мнению  Фрейда, на реальные события в  истории человечества, памятью о  которых выступают данные  психические феномены. С этих же позиций Фрейд  подступается к проблеме лидерства. Он считает, что связь людей в группе имеет либидную основу. Эта либидная связь есть  идентификация индивидов с лидером, который становится внутрипсихическим идеалом для каждого. Усваивая этот идеал, человек  отказывается от части собственного «Я» (идеал «Я») и объединяется с другими через общий всем  групповой идеал — вождя. Психологические и  социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию,  психологию и психиатрию первой половины XX в.

Рекомендуем прочитать