Франк

ФРАНК Семен Людвигович (1877—1950) — русский  философ. Учился в Московском  университете, завершил образование в Гейдельберге и Мюнхене. Эволюционировал от марксизма к  «философскому реализму». Работал в Петербургском (с 1912),  Саратовском (с 1917) и Московском (1921) университетах. В 1922 г. выслан из России. Жил в Германии (с 1923), Франции (с 1937), Англии (с 1945). Основные сочинения: «Предмет знания. Об основах и пределах  отвлеченного знания» (1915), «Душа человека» (1917), «Крушение  кумиров» (1924), «Духовные основы  общества. Введение в социальную  философию» (1930), «Непостижимое. Онтологическое введение в  философию религии» (1939), «Свет во тьме. Опыт христианской этики и  социологии» (1949). Франк разрабатывал концепцию «метафизического  реализма». Рассматривал реальность как состоящую из нескольких родов бытия: 1) материального; 2)  чувственного (чувства, желания,  иллюзии, предпочтения человека); 3)  идеально-вневременного (числа,  геометрические формы и фигуры,  общие содержания понятий и  суждений); 4) безусловного бытия,  «конкретного, подлинно всеобъемлющего единства», божественного. На  допущении автономности  идеально-вневременного уровня реальности  правомерно основывается наука,  прежде всего математика, однако такое допущение, считал Франк, не  должно приниматься философским  сознанием, стремящимся постичь  бытие в его целостной полноте.  Постижение безусловного бытия  предполагает трансрациональное познание — интуицию и переживание,  позволяющее слиться с  божественным, которое существует внутри человека и вне человека.  Духовная жизнь человека есть также и основа бытия общества.  Действующей силой истории, по Франку, является не экономика, не  материальные потребности и не идеи, а только человек, одновременно вмещающий в себя и  экономические потребности, и идеи. Из всех сил, движущих обществом,  наиболее могущественной и в  конечном счете побеждающей  оказывается нравственная сила.

Рекомендуем прочитать