Философия техники

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ — область философии,  рассматривающая круг проблем, связанных с  техникой, искусственными объектами, артефактами. В греч. «техне» (techne) — в узком смысле слова искусство, мастерство плотника, строителя; в широком — искусство во всяком производстве. Далее в античности приобретает значение способности изобретать планы, «махинации». Мысль, что человек является не только разумным существом, но и производящим, нашла отражение в латинском определении его как Homo faber — человек-мастер.  Основоположник данной области  философии — Э. Капп, издавший  «Основы философии техники» в 1877 г. К одним из первых философов  техники относят К. Маркса, связавшего в своей теории  общественно-экономических формаций их становление с характером и уровнем развития производительных сил, частью  которых является техника. В России пионером в этой области был П. К. Энгельмейер, автор «Теории творчества» (1910), «Философии техники» (1912—1913). Однако  общественное признание и бурное  развитие философия техники получила в 60—70-е гг. XX столетия.  Острейшей проблемой является  определение техники и искусственного. Круг артефактов — от болта до воли к власти — и  методологических подходов так разнообразен, что определений великое  множество. Выделяют два основных  типа определений. В узком смысле техника — совокупность  конкретных материальных  артефактов, созданных в результате  целенаправленной рациональной  деятельности человека. В широком смысле — «совокупность  рационально выработанных методов, обладающих безусловной  эффективностью (для данной ступени развития) в любой области  человеческой деятельности» (Ж. Эллюль). То есть сама рациональная деятельность является  «техникой» (говорят о технике игры на фортепьяно, технике чтения,  технике футболиста и т. п.). Понятие «искусственное», альтернативное природному, естественному шире понятия «техника», так как  включает весь класс объектов,  созданных человеком, артефактов, в том числе и таких, которые возникли в результате спонтанной,  непродуманной, бессознательной  деятельности. Обобщая, можно  сказать, что мир искусственного  создается деятельностью человека, причем сама деятельность  является его частью. Другими проблемами данной отрасли философского знания  являются взаимоотношения техники с природой, с человеком, с  наукой, с политикой. Со времен  Ф.Бэкона европеец надеялся с помощью техники стать настолько сильным, чтобы покорить природу, надеялся достичь царства свободы. Достиг же он новой зависимости от «второй природы», требующей, чтобы с нею считались. Техногенное давление на природу привело к экологическому кризису. Вопрос ставится  радикально: может ли человечество  отказаться от техники? Если нет, то может ли оно хотя бы поставить в  рациональные рамки ее производство и  использование? Здесь философия  техники смыкается с аксиологией,  философской антропологией,  поскольку подобное самоограничение  требует пересмотра европейцем  представлений о своем месте в мире,  требует отказа от мысли, навеянной христианством, что он —  заместитель Бога на Земле, требует  наложение на себя «принципа  скромности». Человек мечтал построить  социальный мир на основе разума,  рационализировав все его  компоненты. Была создана парадигма  социальной инженерии, строились  технократические концепции  общества. Однако человек оказался не только «конструктором мира», но и объектом конструирования.  Проблема взаимоотношения техники и  науки также может быть  сформулирована в предельном виде: что  изучают ученые в эксперименте —  природу или поведение технических  приборов? Есть методологические проблемы у самих наук об  искусственном: какова форма  теоретического знания, закономерностей и т. п.

Рекомендуем прочитать