Философия хозяйства

ФИЛОСОФИЯ  ХОЗЯЙСТВА — философская теория о  хозяйстве, является частью  философии в целом, так же как  философия права, религии, искусства и т.д. Это познание хозяйственной жизни в целом в теоретической форме, предполагающее проблематизацию и личностный подход. Философия хозяйства не имеет дела с конкретными явлениями; она автономна и парадоксальна, обладает гуманистическим  характером. Задача философии  хозяйства — понять мир как объект хозяйственного воздействия,  осмыслить процесс  воспроизводства человека как субъекта  хозяйства и проанализировать его  деятельность в этом аспекте.  Философия хозяйства ставит и  пытается решать следующие вопросы: что такое хозяйство? как оно  возможно? есть ли в нем какой-то смысл? что является основанием хозяйства? каково место человека в хозяйстве? как взаимосвязаны личное и безличное, субъект и объект, свобода и необходимость, природа и культура? Существует несколько  направлений в философии хозяйства. Наиболее распространенным до последнего времени являлся  экономический материализм (экономический детерминизм), когда жизнь понимается прежде всего как процесс хозяйственный и все  подчинено производству материальных благ для удовлетворения растущих потребностей. Так, в марксизме  существует примат производства, определяющий как сознание, так и историческое бытие в целом.  Образцом экономического материализма является классическая  политэкономия и современная неоклассическая теория. Другое направление в  философии хозяйства рассматривает  хозяйство через призму онтологии, космологии и антропологии, т. е.  осмысление проблем хозяйства  осуществляется прежде всего как  философских, и философия органически объединяет экономическое,  правовое, социологическое,  психологическое знание. В русской философии данное направление Представлено, в первую очередь, такими  философами, как Н.А.Бердяев («Философия неравенства», «Смысл истории» и др.); С. Н. Булгаков («Философия  хозяйства», «Свет невечерний», 1917); Федоров Н. Ф. («Философия общего дела». Т. 1. 1906; Т. 2. 1913; Т. 3). В современной западной мысли  аналогом философии хозяйства можно считать институциональную  теорию, расположившуюся на стыке экономической теории, философии, психологии, истории, права.  Основным понятием является «институт», под которым понимают: правила, нормы, регулирующие поведение человека, создающие условия для его стабильного существования и воспроизводства;  господствующий способ мышления, а также стереотипы поведения,  общественные привычки, народные предрассудки; коллективные  действия по контролю,  освобождению и расширению  индивидуального действия; структуру  экономического механизма; словесный символ для лучшего обозначения группы общественных обычаев. Представителями данного  направления являются: Т.Веблен, У. Гамильтон, Дж. Р. Коммонс, У. С. Митчелл, Д. Норт, Д. Фостер, Дж. М. Ходжсон. В современной России проблемами философии хозяйства занимается Осипов Ю. М. («Опыт философии  хозяйства», 1990).

Рекомендуем прочитать