Фихте

ФИХТЕ Иоганн Готлиб (1762—1814) — немецкий  философ. Фихте своеобразно  развивает идею Канта о философии как науке, понимая ее как «учение о науке», представляющее собой основоположения для всех  систематических наук. Только таким образом, по мнению Фихте,  можно ответить на кантовский вопрос о «возможности синтетических суждений априори»: «наукоучение должно дать форму не только себе самому, но и всем другим возможным наукам». Основные идеи «системы реального  мышления» изложены в главном  произведении Фихте «Наукоучение» ( 1794), а также в различных более поздних изложениях, например «О достоинстве человека» (1795) или «Ясное, как солнце,  сообщение широкой публике о сущности новейшей философии» (1800). Началом системы или  основанием человеческого знания является самосознание как творческая  деятельность, направленная на  самое себя — то, что Фихте  достаточно неясно называет «Я». «Я» не дано, а свободно порождает, утверждает себя: «Я»  первоначально полагает безусловно свое собственное бытие», —  формулировка первого основоположения. Это дало основание Фихте  утверждать, что его система — «первая система свободы». Столь же безусловным по форме, однако  обусловленным по содержанию является второе основоположение: «Я»  безусловно противополагается  некоторое «не-Я», — оно гласит, что среди действий эмпирического сознания, или «Я», есть некоторое  противоположение. Однако, поскольку только «Я» полагается безусловно, то и противополагаться можно тоже только одному «Я».  Противоположность «Я» — «не-Я» — возникает как предмет «Я», отличенный от  самого «Я», обладающий  противоположными характеристиками.  Возникновение «не-Я» означает  одновременно изменение деятельности «Я», она становится теоретической, поскольку через противополагание обретает предмет созерцания:  деятельность эмпирического сознания с необходимостью принимает  форму предмета. Причем  «противополагание возможно лишь при  условии единства сознания полагающего и противополагающего»: их  сосуществование в одном «Я»  предполагает взаимоограничение — «Я»,  определяясь через «не-Я», выступает как «интеллигенция» или  теоретический субъект, но при этом то, что ограничивает его в «не-Я», есть его собственный продукт(«без субъекта нет объекта»); в то же время «Я»,  будучи самоопределяющим, т. е.  практическим субъектом, определяется при этом через «не-Я» («без объекта нет субъекта»). Третье  обусловленное по форме (так как задача  устанавливаемого действия задана  двумя предшествующими  положениями) основоположение  рассматривает противоположности «Я» и «не-Я» не с точки зрения их  взаимоуничтожения, а с точки зрения их соединения: «Я»  противополагаю в «Я» делимому «Я» —  делимое «не-Я». Следуя логике  Фихте, необходимое объединение двух понятий возможно только в таком «Я», «сознание которого не определяется ничем внешним ему, а скорее само определяет  одним своим сознанием все».  Исследователи выделяют второй этап философской эволюции Фихте — начиная с 1800 г. и относят к  этому периоду такие работы, как «Назначение человека» (1800), «Факты сознания» (1810):  абсолютное «Я» понимается как  актуальное бытие, как реальность в противоположность  деятельности конечного «Я», являющегося лишь образом бытия. Концепция общества носит прогрессистский характер: от бессознательной  разумности через период духовного упадка к сознательной  разумности. Это еще один аспект  проявления активизма философской концепции Фихте, который он сам выразил в известном  афоризме: «Человек может то, что он должен».

Рекомендуем прочитать