Фейербах

ФЕЙЕРБАХ Людвиг (1804— 1872) — представитель немецкой классической философии,  философ-материалист. В конце 30-х гг. опубликовал работы, содержавшие резкую критику идеализма и  теологии. В 1839 г. в работе «К критике философии Гегеля» он  окончательно порвал с идеалистической философией. Это было начало  нового периода в развитии его  мировоззрения. 1841 г. — выходит в свет «Сущность христианства», которая была написана с  материалистических позиций. Фейербах считал, что природа (материя)  существует вечно, бесконечно. Причину природы следует  искать в самой же природе.  «Природа не нуждается ни в каких внешних причинах, силах, она не имеет ни начала, ни конца», — писал Фейербах. Природа  предшествовала сознанию. «Идти от отсутствия ума к уму — это путь житейской мудрости, идти же от ума к отсутствию ума — прямой путь в сумасшедший дом  теологии». Пространство и время  Фейербах рассматривает как формы существования материи. Нет  природы, материи вне пространства и времени. Он выступает против кантианцев, согласно взглядам которых причинность,  необходимость, закономерность  конструируется разумом человека. Как раз наоборот, утверждает он, — не рассудок диктует свои законы  бытию, природе, а законы  действительности являются также и  законами мышления. Фейербах  разрабатывает материалистическую теорию познания, выступая  против кантовского агностицизма с позиции материализма. Теория познания Фейербаха оптимистична: он верит в силу  человеческого разума. Считает, что «вещи в себе», сущности вещей познаваемы. Он раскрывает механизм познания человеком реального мира,  выступая против принижения роли  абстрактного мышления. Заслугой  Фейербаха является критический анализ «физиологического идеализма». Вопрос о критерии истины  решается им неоднозначно. Он выступает за реформу философии (разрыв с  теологией, идеализмом, союз с  естествознанием, простота, правдивость, определенность). Критикуя Гегеля, Фейербах, однако, отбрасывает и  гегелевскую диалектику. Фейербах  отмежевывается от вульгарных  материалистов, показывает  несостоятельность их концепций. Многие  работы Фейербах посвящает критике религии, он пытается раскрыть ее антинаучность, корни, роль в  развитии общества и человека. Фейербах считает своей главной задачей  «превратить людей из верующих в  мыслителей, из кандидатов  потустороннего мира в исследователей этого мира». Но Фейербах не смог последовательно раскрыть  социальные корни религии, пытался одну форму религии заменить другой — «религией без бога», где «человек человеку бог». Любовь — высшая форма религии, в центре которой, считает Фейербах, — человек.  Этика Фейербаха абстрактна, ибо  человек рассматривается им  односторонне. Человек, по Фейербаху, вне историческое существо с  неизменной природой, сущностью.  Сущность человека — то, что  присуще всем людям, во все времена. Фейербах выдвигает теорию  «разумного эгоизма». Но и этика Фейербаха оторвана от  действительности. При объяснении  общества он опирается на  антропологию: истиной не является ни материализм, ни идеализм,  истина — антропология. Значение Фейербаха прежде всего в борьбе за философский материализм,  который оказал огромное влияние на развитие мировой философии, в защите основных принципов  гуманизма.

Рекомендуем прочитать