Естественное право

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО. Понятие зародилось еще в  Древней Греции, а само это выражение («jus naturale») ввели в обиход римские юристы. В Античности под естественным правом  понимали существующую от природы справедливость. Оно  противопоставлялось праву реальному  (положительному) как некий  абсолютный абразец. Естественное право мыслилось как единое,  общее для всех людей (иногда — и для животных), его источником является природа и божество, в то время как положительное право создается людьми, и у каждого народа оно свое. От римских юристов понятие естественного права было усвоено  средневековой мыслью, которая стала  считать Бога его единственным  источником, учредившим его для счастливой жизни в раю. В Новое время  подчеркивалось, что естественное право  разумно, так что даже Бог не смог бы его изменить, ибо это означало бы противоречить самому себе как Великому Разуму. В  естественном праве по-прежнему  видели источник как морали, так и собственно права, не различая, таким образом, морального и юридического. Также не всегда проводилось различие между  естественным правом и  естественным законом. У некоторых  мыслителей (Г. Гроций, Б. Спиноза) они сливаются в единый,  естественный источник положительного  права и государства. Гоббс и Локк  настаивают на том, что право — это прежде всего свобода делать или не делать что-то, в то время как закон есть необходимость — он  повелевает или запрещает. Гоббс, определяя естественное право, подчеркивает, что это «свобода всякого человека использовать свои собственные  силы по своему усмотрению для  сохранения своей собственной  природы, т. е. собственной жизни».  Наследницей подобной трактовки  естественного права можно считать современную доктрину прав  человека. Концепции естественного  права стали в Новое время  популярными потому, что  соответствовали насущным задачам эпохи, главным содержанием которой было политическое  самоутверждение буржуазии в борьбе с  феодальными порядками. Однако, в XIX в. многие ученые стали  относиться к данному понятию как к анахронизму. Так продолжалось до середины XX в., когда эта древняя идея вновь  актуализировалась.

Рекомендуем прочитать