Эразм Роттердамский

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1469—1536) — нидерландский  философ, филолог, представитель  гуманистического направления эпохи Возрождения, автор «Похвалы  Глупости». Это главное его  произведение, написанное в форме  похвального слова, которое часто  использовалось античными мыслителями. С другой стороны, тема глупости  являлась сквозной в XV—XVI вв. В первой части книги доказывается общечеловеческая, универсальная власть Глупости (или Мории —  глупость по-гречески), коренящейся в самой основе жизни и в природе  человека. Вторая часть посвящена описанию различных форм  Глупости — ее дифференциации в  обществе от низов до высших слоев. Эразм, критикуя схоластическую псевдонаучность, где рассудок  поставлен на службу вере, считает, что все многообразие конкретных  интересов человека нельзя свести только к одному отвлеченному,  оторванному от жизни знанию. Страсти,  желания, поступки, стремление к  счастью, являющееся основой жизни, более первичны, чем рассудок. Если последний противопоставляет себя жизни, то его формальный антипод 468 — Глупость — совпадает с ней. Поэтому Глупость есть сама жизнь, она является синонимом подлинной мудрости, не  отделяющей себя от жизни, тогда как схоластическая мудрость —  порождение подлинной Глупости. Христианская вера сродни  Глупости, так как высшей наградой для людей является своего рода безумие, а именно счастье  экстатического слияния с божеством. Эразм — сторонник  диалектического подхода к миру, согласно которому все вещи сами по себе противоречивы, а  односторонность отвлеченного принципа убивает все живое, так как не  мирится с многообразием жизни. Поэтому всякая истина  конкретна, всему свое время и место. Эразм Роттердамский, разделяя веру в свободное развитие  человека, избегает его чрезмерной идеализации, переоценки, так же как и односторонности. Эразм от восхваления природы переходит к сатире на невежество,  отсталость и косность общества, в  котором безумствующая  односторонняя глупость создает  застывшие формы и виды. Эразм  Роттердамский сторонник  «евангельской чистоты» первоначального христианства, выступает против культа обрядов, против  языческого поклонения святым, против формализма ритуалов, против внешней стороны христианства, которое должно стать этикой. При этом аскетизм является  аморальным, так как смысл жизни  заключается в использовании ее благ.

Рекомендуем прочитать