Эпикуреизм

ЭПИКУРЕИЗМ — философская школа эллинистической эпохи,  просуществовавшая с IV в. до н. э. по IV в. н. э. Основана в 306 г. в саду в предместьях Афин Эпикуром,  поэтому часто называлась в древности «Садом». Представители школы — Метродор, Эрмарх из Митилены, Полистрат, Филодем. Наиболее  выдающимся последователем Эпикура из римлян был Лукреций (I в. до н. э.). Эпикуреизму не повезло в смысле его адекватного понимания. Часто его рассматривали  упрощенно, как теорию ничем не сдерживаемых телесных  наслаждений. Это, а также  атеистическая основа эпикуреизма,  вызывали неприязнь и критику со  стороны стоиков (исключение  составлял Сенека), скептиков и  других философов эпохи эллинизма. Существует мнение, что  большинство трудов Эпикура было уничтожено именно по этим  причинам. На самом же деле  наслаждение, о котором говорили  древние эпикурейцы, было  «умеренным настроением души», полным благородного спокойствия и  умозрительной уравновешенности. Философия для эпикурейцев — это деятельность, которая  посредством рассуждения приводит человека к счастливой жизни. Мир есть механическое движение атомов. Критерий истины —  ощущения. Поэтому критерий  счастливой жизни — ощущение  удовольствия. Но всякое  удовольствие — это удаление от страданий. Следовательно, человек должен искать постоянного состояния  довольства, а не гнаться за  мимолетным удовольствием, способным привести к страданию. Духовные наслаждения при этом считались выше телесных. Добродетель  необходима для счастья, но сама по себе не имеет цены, а ценится только по приносимому счастью. Эпикурейский идеал мудреца близок стоическому: счастье мудреца столь полно, что даже питаясь лишь хлебом и водой, он не станет завидовать самому Зевсу.  Эпикуреизм проповедовал отказ от участия в общественной политической жизни. Лишь обращаясь к самому себе и к друзьям можно обрести покой и  счастье души.

Рекомендуем прочитать